Главная » 2019 » Январь » 25 » методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Правовое регулирование трудовых отношений и занятость населения»
18:40
методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Правовое регулирование трудовых отношений и занятость населения»
ГБОУ СПО ЛНР «Перевальский горный колледж» Разработка урока по обществознанию. Преподаватель экономических дисциплин, Беляева Татьяна Михайловна Тема. «Правовое регулирование трудовых отношений и занятость населения» (На изучение темы отвожу 2 часа) Цели урока.Сформировать у обучающихся представление о трудовом законодательстве, трудовых отношениях и правах и обязанностях субъектов трудовых правоотношений, умение ориентироваться в современных условиях рынка трудовых ресурсов. Задачи: Образовательная. Формировать знания по основным разделам трудового права, содействовать в формировании представления о трудовом законодательстве и трудовых правоотношениях Развивающая. Развивать стремление получать, анализировать и осмысливать информацию о правовом регулировании трудовых правоотношений, способствовать развитию желания у обучающихся самостоятельному выбору своего места на рынке труда и в обществе. Воспитательная. Формировать навыки правовой культуры, гражданскую ответственность перед семьей и обществом, ценностное отношение к труду. Тип урока Усвоение новых знаний, умений и навыков. Форма урока: деловая игра. Методы:словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемное изложение материала, репродуктивный, словесный метод. монологический, групповое сотрудничество, метод анализа. Межпредметные связи: география, экономика, литература Оборудование: компьютер, проектор, нормативно-правовые и законодательные акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”, Закон РФ « О занятости населения в Российской Федерации», карточки для индивидуальной работы, физическая и социальная карта России, учебники «Обществознание», «География 10-11 кл. Максаковского В.П. Ход урока l. Проблемно-мотивационный блок. Организационный момент. ( 2мин. ) Преподаватель организует обучающихся для проведения урока и ставит проблемный вопрос: Польский поэт и философ 20в. Е. Лец писал: «Человек еще и тем превосходит машину, что имеет себя сам продавать» Прокомментируйте высказывание с позиции трудового права при подведении итога урока. ll. Информационный блок . Усвоение новых знаний, умений и навыков. (20 мин.) Эпиграф к уроку. Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. В. Г. Белинский Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет К.Д.Ушинский Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги . А.П. Чехов 1.Вступительное слово преподавателя. Сегодня на уроке, ребята, раскроем вместе сущность и важность темы трудового права и трудовых правоотношений в рамках трудового законодательства, усвоим новые понятия, связанные с трудовыми правоотношениями, занятостью населения и т.д. Раскройте смысл высказываний писателей, педагогов на экране . ( обсуждают) 2.Деление обучающихся на творческие группы. Каждая группа получает задание для последующей работы по первичному закреплению темы. 3. Работа с учебником и в группах. Преподаватель . Истории развития человеческого общества известны различные формы труда… . В настоящее время речь идет о труде свободного человека. Соответствующее положение закреплено в Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности ».Ежедневно миллионы людей идут на работу, а вечером возвращаются домой. С юридической точки зрения «пойти на работу» означает вступить в определенные юридические отношения, при этом права и обязанности их участников должны быть четко определены. Преподаватель: -1 группа находит определение «трудовые отношения» и комментирует; -2 группа комментирует: « Регулирование трудовых отношений осуществляется в рамках законодательных актов…..»; 3 группа при поддержке преподавателя комментирует понятия : « Субъекты трудового права» . Все учащиеся делают опорные записи в тетради. Преподаватель. Особенности женского труда с точки зрения трудового права… 4. Составление опорной схемы ответа по группам. « Права и обязанности работника и работодателя». С. 266-267. lll. Аналитический блок. Первичное закрепление и диагностика усвоения нового материала. (15 мин.) 1. Правовой диктант А) Какое словосочетание пропущено в определении «Трудовые правоотношения». Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, (основанные на трудовом договоре) и регулируемые нормами трудового права. Б) В каком возрасте человек уже может выполнять регулярно выполнять определенный вид работы, отвечать за свои поступки.(15-16 лет). В) Особая группа работников в соответствии с Трудовым Кодексом РФ ( несовершеннолетние). Г) Чем обладают все работники независимо от возраста ( правами и обязанностями) Д ) Испытательный срок при приеме на работу не должен превышать (1;2;3 месяцев) 2. Составление опорной таблицы «Прием на работу» Порядок приема на работу Документы, необходимые при поступлении на работу Порядок увольнения с работы Перечень законодательных актов Особенности отдельных категорий работников Личное заявление работника, трудовой договор( в 2 экз.) с.268, 1 абз. Личное заявление работника о расторжении трудового договораза 2 недели по собственному желанию либо по инициативе работодателя Конституция Р,Ф, Трудовой кодекс РФ, « Закон « О занятости населения РФ» ит.д. Для несовершеннолетних- сокращение рабочего дня, отсутствие испытательного срока, запрещение привлекать в выходные, праздничные дни и в ночные смены. Для беременных женщин…. 3.Межпредметная связь. Преподаватель обратимся к предмету «География» (Работа с учебником «География 10-11 кл, Максаковского В.П., работа с картой, таблицами и приложениями). Тема 3. География населения мира Численность населения мира и воспроизводство населения, его типы. Состав (структура) населения. Размещение и миграция населения Городское и сельское население. 4. Творческое задание для групп. Преподаватель. Перед тем, как каждая группа будет готовить задание, ответьте на вопросы -Что такое семья, обязанности родителей и детей, какой законодательный документ регламентирует правовые отношения всех членов семьи. ( повторение п.24) -Система образования РФ. Какое образование дает право получения профессии или специальности (профессиональное образование) -Что такое рынок трудовых ресурсов. ( повторение раздела «Экономика»). Какие законы РФ гарантируют социальную защиту населения и гарантирует право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности (Конституция РФ, ст.39, Закон РФ « О занятости населения в Российской Федерации»). Направление будущей трудовой деятельности- «Отрасль транспорта(автомобильного) 1 группа Семья. Задание: Цели и задачи воспитания ребенка, трудовая направленность в семье. 2группа Профессиональное образование и трудоустройство. Задание. Выбор профессии и получение среднего профессионального образования. 3 группа Служба занятости, социальная защита и социальное обеспечение. Задание Трудоустройство через службу занятости. 5. Проведение минуты «Правовой логики». Преподаватель : Пользуясь учебником «География», с.62-71, ответьте на вопрос. Почему в РФ увеличен трудоспособный возраст для мужчин и женщин. Прокомментируйте lV.Домашнее задание (2 мин.) П.25, с 264-276, творческое задание с.276, задание в.№2 V.Подведение итога урока (3мин.) Какие законодательные акты регламентируют права и обязанности работников, права граждан на свободу выбора профессии. Проблемный вопрос. Польский поэт и философ 20в. Е. Лец писал: «Человек еще и тем превосходит машину, что имеет себя сам продавать» Прокомментируйте высказывание с позиции трудового права, Трудового кодекса РФ. Vl. Рефлексия «Открытый микрофон» (3 мин.) Составление «Дерева успеха» (обучающиеся выбирают правильный, по их мнению, вариант ответа) -Ради чего мы изучили тему…; какие цели достигли…; когда обучение интересно для нас..; сегодня я узнал…; я понял, что…; я научился; я смог…; было интересно узнать; мне захотелось… .