Конспект урока математики По теме: решение задач разными способами 1 класс Программа: Начальная школа XXI века Урок Кондаковой Д.А.
Класс: 1в Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века
Тема урока: «Решение задач разными способами»
Цели: закрепить пройденный материал на сложение и вычитание в пределах 10; создать условия для обучения умениям решать задачи разными способами; совершенствовать умение составлять модель к задаче; способствовать формированию представления о структуре задачи, умение различать условие задачи, вопрос; показать разные способы сравнения числовых выражений.
Планируемый результат: Предметные. Совершенствовать умение: решать текстовые арифметические задачи, записывать решение задачи, составлять модель к задаче, выполнять сложение и вычитание чисел на основе десятичного состава чисел; Получат возможность научиться: решать текстовые арифметические задачи разными способами.
Метапредметные результаты и деятельность учащихся Познавательные: общеучебные - умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы; моделирование.
Регулятивные: целеполагание - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; способность увидеть указанную ошибку и исправить её по указанию взрослого.
Коммуникативные: умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;
Личностные: внутренняя позиция школьника
Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма проведения: урок – практикум Оборудование: индивидуальные наборы выражений; карточки с цифрами от 1 до 20, плакат с написанием цифр от 1 до 10., наборное полотно, набор цифр для наборного полотна, карточки с математическими выражениями, фишки, предметные картинки, две игрушки смешариков. Ведущий вид деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой. Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по эталону. Этапы урока Ход урока (деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД 1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 1.Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия Долгожданный дан звонок, Начинается … урок!(ответ детей) Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)) - Предлагаю начать урок такими словами: « Чему бы ты не учился, ты учишься для себя». - Как вы понимаете это высказывание? - Что значит учиться? (Понять, что мы не знаем и самим найти способ это узнать). - Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха? (Активность, честность, терпение, умение слушать, взаимопомощь). - Где пригодятся эти знания? – Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики: Чтоб врачом, моряком или летчиком стать, Надо твердо, на «пять», математику знать. (1 ученик подготовлен заранее) I. Устный счет. (Без устного счёта не сдвинется с места любая работа). - Ребята, вы любите мультфильмы? - Я приглашаю вас в гости к смешарикам. Чтобы быть бодрыми и здоровыми весь день, смешарики каждое утро делают зарядку и вам предлагают начать урок математики с зарядки для ума. (игрушка - Бараш предлагает задания) -первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Сумма -? (9) - увеличь 5 на 2 (7) -уменьши 8 на 3(5) -найти сумму чисел 3 и 4 (7) -на сколько 10 больше 6 (на 4) - на сколько 3 меньше 5 (на 2) - мальчику 7 лет. Сколько лет ему будет через 2 года? (9) - брату 6 лет, сестра моложе на 3 года. Сколько лет сестре? (3) - у Коли 9 книг, 3 он прочитал. Сколько осталось ему прочитать? (6)
2. – Видно, смешарики решили посоревноваться в том, кто придумает самое сложное задание. Сможем ли мы с вами с ними справиться?! Крош предлагает распределить примеры на группы разными способам. Задание 1 с.120 (11 – 1; 14 + 1; 6 + 4; 18 – 3; 10 + 5; 15 – 5)
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. - Кто согласен с этой парой? По какому признаку вы распределили выражения на группы? - Кто по-другому выполнил это задание? По какому признаку вы распределили выражения на группы? I способ. 1 группа – выражения, в которых выполняется сложение; 2 группа – выражения, в которых выполняется вычитание. I I способ. 1 группа – выражения с ответом 10 2 группа – выражения с ответом 15
3. А Бараш приготовил задачки, вы должны решить их устно Задачи в стихах. (1ученик выкладывает на доске карточку с ответом из кассы цифр). 1. Четыре зайца шли из школы И вдруг на них напали пчелы Два зайчика спаслись едва, а сколько не успело? (4-2=2)
2. Шесть ежат в лесу гуляли, Землянику собирали, Вдруг один улегся спать Сколько их осталось? (6-1=5)
3. Я, Сережа, Коля, Ваня – волейбольная команда, Женя с Игорем пока запасных два игрока, А когда подучатся Сколько нас получится? (4+2=6)
4. На поляне у дубка Крот увидел два грибка, А подальше, у осин, Он нашел еще один. Кто ответить нам готов Сколько крот нашел грибов? (2+1=3)
5. Семь веселых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди Сколько мишек впереди? (7-1=6)
6. Подогрела чайка чайник, пригласила 9 чаек. Приходите все на чай. Сколько чаек, отвечай. (1+9=10)
7. Четыре спелых груши на веточке качалось, Две груши съел Павлуша, а сколько груш осталось? Давайте проверим, карточки с какими числами выложили. (4-2=2)
2 5 6 3 6 10 2
Физминутка. Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. мотивационная готовность к учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
III. Постановка учебной задачи 4. Введение в тему урока. - Послушайте, что для вас составил Крош: На полянке играли лисята и зайчата. Сколько всего в лесу лисят и зайчат? - Вот что составил Бараш: На полянке играли 3 лисенка и 6 зайчат. Сколько всего лисят и зайчат играли на полянке? - Какой из текстов является задачей? - Из чего должна состоять задача? - назовите условие задачи? назовите вопрос? - Какая из схем подходит к этой задаче? - Каким действием решается эта задача? Почему? Познавательные УУД: - формируем умение представлять информацию в виде схемы; - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Работа по учебнику. 1. Задание 2 (с. 120). (Устно) Петя, Маша и Ваня катаются с горки на лыжах, а Дима и Ира – на санках. Сколько детей на горке? – Назовите условие, вопрос? Как можно узнать сколько детей на горке? - Почему оба способа решаются сложением? (потому что нужно узнать сколько всего детей на горке) – Объясните, как решить задачу разными способами. I способ: 1) Сколько девочек? (3) 2) Сколько мальчиков? (2) 3) Сколько всего детей? (2 + 3)
II способ: 1) Сколько детей на лыжах? (3) 2) Сколько детей на санках? (2) 3) Сколько всего детей? (3 + 2) Учитель пишет на доске, дети выкладывают карточки с цифрами - Какие задачи мы будем сегодня решать? (которые можно решать разными способами)
Познавательные УУД:
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) III. Изучение нового материала. - Попробуйте составить задачу. Задание 3 (с. 120) – работа в парах. – Что изображено в книге? – Чем отличаются цветы? (Формой и цветом.) – Сколько всего цветов? Вычислите разными способами. I способ: 1) Сколько роз? (5.) 2) Сколько тюльпанов? (5.) 3) Сколько цветов всего? (5 + 5 = 10.) II способ: 1) Сколько цветов желтого цвета? (7.) 2) Сколько цветов красного цвета? (3.) 3) Сколько цветов всего? (7 + 3 = 10.)
Физкультминутка Познавательные УУД: - формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Коммуникативные УУД: - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
V. Первичное закрепление IV. Работа в печатной тетради. Задание 2 с. 62 (коллективно с объяснением) Сколько всего машинок? Узнай разными способами. Подсчет числа машинок разными способами по заданному плану. Первый способ расписан подробно, а во втором способе дан только первый шаг, предлагается самостоятельное продолжение решения I способ: 1) Сколько машинок на верхних полках? 3+4=7 2) Сколько машинок на нижних полках? 2+1=3 3) Сколько всего машинок? 7+3=10 II способ: 1) Сколько зеленых машинок? 3+1=4 2) Сколько … (красных)? 4+2=6 3) Сколько … (всего)? 4+6=10
А теперь давай немного поиграем в игру «Да, нет» 1. Условие – это то, что в задаче не известно. (Нет) 2. Вопрос – это то, что нужно найти. (Да) 3. Задачи можно решать только одним способом (Нет) 4. Задачи можно решать разными способами. (Да) - Зачем нужно уметь решать задачи? Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой Задание 3 с. 63 Самостоятельно с взаимопроверкой. Отметить значком (+ или -) 8+2=10 10-2=8 19-10=9 4+5=9 3+7=10 10-3=7 2+6=8 9-2=7 18-10=8 3+4=7 10-1=9 14-4=10
Задание 4 с. 121 (кто уже справился с предыдущим заданием) – Сравните примеры в каждом столбике. Чем похожи записи в каждом столбике? 18-8=10 10+5=15 12+1=13 17-7=10 10+4=14 11+1=12 11-1=10 11-2=12 12+1=14 18-9=10 10+3=13 10+1=11 (В первом столбике выполняется вычитание, в результате – число 10. В третьем столбике выполняется сложение.) Найдите неверный ответ, объясните ошибку. Коммуникативные УУД: - формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение контролировать и оценивать свои действия. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - Какую задачу ставили на уроке? – Удалось решить поставленную задачу? - Какое за¬дание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Если было всё понятно дети показывают кубик зелёным цветом, если что-то надо узнать – жёлтым, если плохо понял тему урока – красный цвет)
Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов Регулятивные УУД: - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.