Суббота | 10.12.2016 | 21:27
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Luda15

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2014 » Май » 15 » макет детской колыбели «бесік».
19:03
макет детской колыбели «бесік».
Сабақтын бағдарламасы
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date: 10.04.14
Сынып/ Класс/ Klass: 3«Б»
Пән/ Предмет/ Subject: трудовое обучение.
Сабақтың тақырыбы/ Тема урока/ Theme: макет детской колыбели «бесік».
Сабақтың үлгісі / Тип урока/ Type of the lesson: комбинированный.
Сабақтың түрі/Вид урока/ Kind of the lesson: практическое занятие.
Мақсаты/ Цели урока/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational: закреплять рациональные приемы резания бумаги ножницами и правил безопасности труда при работе с ними; составление и выполнение макета из цветной бумаги, познакомить с технологией ее выполнения; научить пользоваться шаблоном для разметки изделия; учить планировать свою работу, красивому сочетанию цветов.

дамытушылық/ развивающая/ developing: развитие координации движения рук при разметке, резании бумаги, развитие воображения, творческих способностей при склеивании.

тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитывать интерес к казахской культуре; воспитывать бережливость, трудолюбие, умение довести дело до конца.

Көрнекі құрандар/Оборудование/Resources: цветной картон, ножницы, карандаш, клей, кисть, шаблоны, ластик, линейка, музыкальное сопровождение, икт, готовый образец изделия.
Әдіс/Метод/Method: Объяснительно-иллюстративный, аналитический, репродуктивный, творческий, практический.
Сабақтың жоспары/ План урока/ Plan:
I. Организационный момент.
II. Психолого-педагогический настрой.
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
V.Физкультминутка.
VI.Практическая работа.
VII.Итог урока. Проверка и оценка работ.

Сабақтын барысы/Ход урока/The lesson’s going:
I. Организационный момент:
Good morning, good morning!
Good morning to you!
Good morning dear friends!
I am glad to see you!
II.Психолого-педагогический настрой:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по- моему вели.
-Давайте «повелим», чтобы у нас сегодня все получились аккуратно и красиво.

III.Актуализация знаний:
-С каким материалом мы работаем сегодня на уроке труда?
-Проверьте, все ли у вас есть на столе?
-Сегодня на уроке мы будем с вами продолжать работать с бумагой и закреплять свои знания по изготовлению деталей из бумаги.
-Определить темунашего урока, выпоможите мне сами, если попробуете отгадать загадку:
Баю-баю, мой малыш,
Сладко спи, родной!
Буду я, пока ты спишь,
Твой беречь покой. (Колыбель)

-Сегодня на уроке мы выполним макет детской колыбели. И не просто колыбели, мы выполним макет колыбели казахского народа, которая называется «бесік».

-Скажите, может у кого-то есть братик или сестренка, которые спят в этой колыбели? Или вы сами спали в такой колыбели? (ответы учащихся).
-Как вы думаете, из какого материала изготавливают колыбели?
-А что должно присутствовать в колыбели, чтобы ребенок крепко спал, и ему было комфортно?

IV. Изучение нового материала:
-В журнале Лиза. «Мой ребенок» есть статья о колыбели «бесік».
-Бабахумар Хинаят, кандидат исторических наук, в.н.с. Центрального государственного музея РК говорит в этой статье:
«Бесик обычно изготавливают из легко гнущегося, молодого гибкого дерева (ива, береза), из которого вырезают лист необходимых размеров, помещают в воду, затем сгибают в форме хомута, накладывая на жесткий горячий кусок железа. Получается основание бесика. Дальше, казалось бы, все просто: изголовья, боковины, ложе для крохи и обязательное отверстие. На самом деле даже изголовья у колыбели различались в разных местностях. В северных и западных регионах Казахстана (Костанай, Мангистау, Торгай, Актобе) их делали прямоугольными или треугольными. В остальных районах для этого брали деревянную палку длиной около 120 см и диаметром 4–5 см из ветви молодого дерева, разрезали вдоль центра, чтобы хорошо гнулась, затем нагревали и сгибали. В результате центр палки становился верхом бесика, а концы — ножками. Такие закругленные изголовья называют «бөген». После изголовий переходят к изготовлению ножек бесика и его стенок (из листов дерева). Вместе с ними готовят две перекладины, предназначающиеся для завязывания и перетяжки специальных ремешков при укладывании ребенка в колыбель. Когда боковинки и перекладины уже прикреплены к ножкам — нижнее основание бесика готово. Днище (где будет спать кроха) в древности, когда не было фанеры, изготавливали путем укладки тонких досок. В любом ауле каждый опытный мастер сам решал, как оно будет выглядеть.
Одной из сторон бесика намечено быть изголовьем, а другой — подножием. Отмерив от края подножия 24–25 см, вырезали отверстие диаметром 11–12 см.
Мудрые древние мастера не забывали и об удобстве для матери: две дуги по краям бесика соединены перекладиной, на которую можно опереться при кормлении малыша, лежащего в бесике. Соблюдается даже определенное расстояние от днища до перекладины. Чтобы колыбель было легко раскачивать, к ножкам бесика крепят так называемые ступни. Их нижние края срезаны дугообразно, а верхние — прямые — крепятся к ножкам.
В последнее время бесик красят эмалевыми красками. Но лучше все же использовать натуральные (для расцвечивания войлока), а затем уже лакировать».

Как устроен «бесік»
К основной колыбели прилагается комплект, без которого бесик уже не бесик и не выполнит своего предназначения:
• Түбек — посуда, в которую стекают моча и кал ребенка. Обычно эта посуда была глиняной или деревянной, но в последнее время используют и стеклянные емкости. Закручивающиеся банки очень удобны: их можно прикрутить к отверстию соответствующего диаметра в днище бесика. Чтобы моча не разбрызгивалась, в банку насыпают золу или песок.
• Шүмек — приспособление, по которому стекает жидкость. Изготавливается шумек из голенного мосла барана. После того как он долго варится, его хорошо чистят, убирают мягкие внутренности, отрезают конец и делают выемку, причем для девочек выемка больше, чем для мальчиков.
Кстати, в древности существовала примета, что нельзя передвигать и переворачивать тубек и шумек. Считается, что эти вещи изобретены для комфорта младенцев, а когда устройства переворачивают, в них забивается грязь, когда же приближают к источнику тепла — они рассыхаются и выходят из строя. Чтобы не спровоцировать воспаление мочеполовых путей у ребенка, тубек и шумек моют и сушат только на солнце.
• Тартпабау — ремешки для связывания младенца. Шьются из 2–3-слойной мягкой ткани. Ребенок перевязывается ими в двух местах: на коленках и на груди.
• Жөргек — подстилка. Берется двухслойная ткань по размеру основания бесика, прокладывается изнутри ватой и обшивается методом стежки. (Во многих районах Казахстана так же называют ткань для завертывания ребенка.) В подстилке оставляют отверстие, соответствующее расположению тубека такого же диаметра.
• Құс төсек — (птичья постель). Называется так, потому что ее делают из птичьего пуха. Застилается на подстилку (жоргек). В ней вырезается такое же отверстие.
• Бас жастық — подушка.
• Аяқ жастық — подушка под ноги.
• Аяқ көрпеше — одеяльце на ноги.
• Тақым жастық — подушка под поясницу.
• Жабу — покрывала, которыми бесик накрывается сверху. Летнее шьется из тонкой ткани (тюля), чтобы малыш был защищен от комаров и мух, а зимнее — из плотной (бархат), чтобы сохранять тепло.
• Бел көрпеше — одеяльце, чтобы укрывать тельце малыша.

В разных областях Казахстана эти комплектующие изготавливают по-разному, названия их тоже различны. Мастер мог совершенствовать бесик и украшать его по своему усмотрению. В ходу у наших предков были и очень простые бесики: изготавливались две арки из древесины ивы толщиной в запястье; на их концах делались отверстия. К этим отверстиям крепились палки, между которыми натягивалась сплетенная из ивняка лента. Внутри колыбели стелился матрасик. Такой бесик напоминал люльку, которую можно было раскачивать, укладывая малыша.
Сколько людей — столько мнений. Будет ли бесик забыт со временем или станет по-прежнему укачивать малышей во многих семьях, он все равно останется символом далекой жизни предков.
(Сопровождение презентацией)

-Назовите, какие атрибуты колыбели вы запомнили? (ответы учащихся)

-По древнему поверью, колыбель нельзя жечь, ломать или удлинять. Считается, что этим можно укоротить жизнь ребенка. В каждом доме имелся свой счастливый бесик, а тем, у кого его еще не было, колыбель изготавливалась заново.
V.Физкультминутка:
-Приготовим к работе наши пальчики, поочередно зажимаем каждый пальчик.
One little, two little, three lettle frogs,
four little, five little, six little frogs,
Seven little, eight little, nine little frogs.
Ten little frogs, on a big brown log.
(Сопровождение видеоматериалом).
VI.Практическая работа.
-Посмотрите внимательно на готовое изделие.
- Из какого материала оно выполнено? (из картона)
-Какими инструментами необходимо было воспользоваться, чтобы изготовить данную работу? (ножницы, цветной картон, карандаш, линейка, клей)
-Какие цвета бумаги были использованы? (коричневый, красный)
-Какие изображения присутствуют? (орнаменты)

-Составим план работы:
-Что сначала вы будите делать?
-Для начала, вам необходимо определиться с цветовой гаммой.
-После чего необходимо изобразить детали колыбели на обратной (изнаночной) стороне картона, пользуясь шаблоном и вырезать детали при помощи ножниц.
-После того, как вы вырезали все детали макета, клеем намазываете детали и соединяем их друг с другом.
-Обратите внимание на экран монитора, перед вами технологическая карта, на ней написана последовательность выполнения макета детской колыбели «бесік»:
1.Определись с цветом.
2. Изобрази детали колыбели на обратной стороне картона, пользуясь шаблоном.
3.Вырежи, используя ножницы.
4.Приложи детали друг к другу, убедись, в правильности вырезанной формы детали.
5.Нанеси клей на вырезанную деталь и склей детали между собой.
(Показ слайда)

-Давайте вспомним правила работы с бумагой:
• экономно вырезать с краю;
• не разбрасывать оставшиеся куски бумаги, выбросить в ведро для мусора;
• не мять бумагу.

-При работе с ножницами:
• Ножницы должны быть с тупыми концами;
• Не оставлять ножницы открытыми;
• При вырезании изделия поварачиваем бумагу, а не ножницы;
• -использовать ножницы только по назначению.

-При работе с клеем:
• использовать небольшое колличество клея;
• при работе использовать кисть;
• после выполнения работы вымыть руки теплой водой с мылом.

Самостоятельная работа. (Индивидуальный подход учителя)

VII.Итог урока. Анализ и оценивание работ учащихся.
-Что мы сегодня выполняли на нашем уроке?
-Какие трудности у вас возникли?
-Какому народу принадлежит детская колыбель «бесік»?
-Назовите атрибуты колыбели?

-Наш урок я хочу закончить стихотворением:
„Бесiгiңе жата гой, —
Тәттi уйқыға бата гой,
Балам жатсын бесiкте
Пәлесi қалсын есiкте”,
что значит:
„Ложись в свою колыбельку
И спи сладко.
Пусть мой малыш ляжет в бесик,
А все беды останутся за дверью”.

-Я надеюсь, что вы все изготовили колыбель, вложив в нее душу, и я надеюсь, что если бы ваша колыбель была бы «настоящей», то любой ребенок спал бы в ней сладко-сладко.
-Сейчас я попрошу каждого из вас продемонстрировать свою работу одноклассникам: первый ряд, поднимите свои работы и покажите остальным. Теперь второй ряд. Ребят на третьем ряду покажите свои работы всему классу.
- А я подойду к каждому из вас и поставлю оценку за вашу работу. А вы этим временем уберите рабочее место, уберите свои принадлежности.

- Сабақ үшін рахмет!
-Сау болыңыз!
Категория: Личный дневник | Просмотров: 838 | Добавил: AnNaAn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
От служения чужому эгоизму своего не убавляется.
/Авессалом Подводный/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2016
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы