Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, с содержанием сказки. Задачи: Образовательные: учить находить слова в тексте, которые помогают дать характеристику героев, описывать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся. Развивающие: развивать мыслительные операции, речь учащихся. Воспитательная: воспитывать сочувствие, любовь к животным. Оборудование: портрет писателя, выставка книг, грамзапись со сказками писателя I-Организация начала урока -Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Покажите карточку настроения на начало урока .Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу. II-Динамическое чтение Артикуляционная подготовка речевого аппарата. 1)Упражнения для дыхания: а)глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями; б)вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот; в)вдыхаем аромат цветов; г)дуем на одуванчик; д)дуем на снежинку. 2)Звуковая гимнастика: о а у -плавно на одном выдохе, ух ох ах -произносим отрывисто, гху гха гхо -выдыхая порциями, с ш з -чередование произнесения звуков. 3)Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку. а)«Покупки»: -Расскажите про покупки. -Про какие про покупки? -Про покупки, про покупки про покупочки свои. б)Разговор лягушек. III-Проверка домашнего задания -Дома вы читали сказку. -Как называется эта сказка? -Кто автор этой сказки? -Назовите героев . 1.-Вспомните, как жилось лягушке до встречи с утками? 2.-Прочитайте отрывок разговора во время встречи лягушек с утками. -Как надо читать за лягушку? За уток? Читайте , опуская слова автора. 3.Что придумала лягушка, чтобы отправиться на юг с утками? Зачитайте. 4.Передайте эмоциональное состояние лягушки во время полёта. 5.Чем была вызвана просьба лягушки «лететь не так высоко»? 6.Чтение «спринт». 7.Что случилось с лягушкой, почему она оказалась в пруду? -Какие недостатки человеческого характера высмеивает автор? Физминутка В небе солнышко сияет, В речке рыбок веселит. Ветер листьями играет, А сова спокойно спит. Ей приснился сладкий сон. Вот бы не кончался он. IV-Изучение новой темы 1.Жизнь и творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. -В сказках не только лягушки умеют хвастаться, но есть и зайчишки-хвастунишки. Про такого нам рассказал писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк. -Какие произведения этого автора вам известны? -Самую широкую известность получил сборник с поэтическим названием « Алёнушкины сказки»,который писатель сочинял для своей дочери .Она сильно болела , папа растил её один. Автор признался, что это самая его любимая книга. Сборник начинается присказкой, ею и заканчивается. 2.Прослушивание грамзаписи в исполнении Леонида Бородина. - Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор? В предложении:«Все тут, все в сборе, все ждут Алёнушкиной сказки», о ком идёт речь? 3.Соотнесение слов: Голодный , как … Хитрая, как … Ленивый, как… Неуклюжий, как.. Трусливый, как… -Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым. Мы прочитаем сказку , которая называется «Сказка про храброго Зайца» и ответим на вопрос: -Почему автор назвал зайца храбрым? 4.Подготовка к восприятию сказки. 1)Прочитайте слова, которые встретятся в тексте: гнул вать лось прыгнул глядывать казалось подпрыгнул выглядывать показалось 2)Читайте шёпотом, по слогам, затем громко, целыми словами: вспорх-нёт взо-брал-ся встрях-нул-ся 3)Читайте вполголоса: храбрый - расхрабрившийся бодрый - приободрился сила – обессилел 4)Объясните смысл пословиц(У учащихся карточки с дифференцированной помощью ): Душа ушла в пятки. Собственным ушам не верят. Язык точно примёрз. Гонится по пятам. 5.Первичное восприятие сказки. Чтение по ролям подготовленными детьми. -Вам понравилась сказка? Что особенно? Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки. Физминутка Мы слепили снежный ком. Ушки сделали потом. И, как раз, вместо глаз Угольки нашлись у нас. Зайчик вышел как живой, С лапками, и с головой. 6.Вторичное восприятие текста. -Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию. 1 часть - Читайте «про себя». -Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете ,почему? - Почему Заяц объявил , что он никого не боится? 2 часть Следующий абзац читайте « шёпотом» Восстановите по тексту пропущенные слова. Почему именно эти слова употребил автор? 3 часть «Жужжащее» чтение. -Какое предложение по смысловому значению главное? 4 часть Чтение учителем«Ловушка» -Каким назван Заяц и почему? 5 часть -Послушайте музыкальный эпизод. -Какому главному герою сказки он может соответствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка. 6 часть -Почему Заяц замолчал? 7часть Чтение«Спринт». -Почему Волк не съел Зайца? -Каким называет автор Зайца в этой части? Почему? 8 часть Чтение за диктором. -Каким назван заяц? 9часть «Отсканируйте» оставшуюся часть сказки. -За что благодарили Зайца? -Каким называют его в этой части? - Во что стал верить Заяц, зачитайте. 7.Обьясните смысл слова «храбрый » по Толковому словарю. 8.-Могла ли сказка закончится печально? 9.-Соберите пословицу, прочитав выделенные слоги: Зайца ноги носят, волка зубы кормят. V-Итог урока -Чему учит нас сказка? VI-Оценивание. VII-Домашнее задание. 1уровень-Подготовить пересказ сказки. 2уровень- Подготовить пересказ сказки от лица Зайца. 3 уровень- Придумать продолжение сказки. Спасибо за урок. |