Конспект урока Предмет: Изобразительное искусство. Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве» Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства. Задачи: 1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи. 2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству. Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный. Вид урока: комбинированный Методы работы: 1. Объяснительно-иллюстративный (изложение учебного материала); 2. Формирования познавательного интереса; 3. Наглядный. Оборудование: Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку "Жанры изобразительного искусства”. Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров Планируемые результаты. Обучающиеся: - называют и анализируют новую тему уроков; - продолжают применять на практике уже полученные знания (понятия натюрморт, портрет); - продолжают совершенствовать художественно-изобразительные навыки Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. – Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок. Проверка готовности к уроку. – Порядок на столе, Порядок в голове, К уроку мы готовы ВСЕ! II. Введение в тему урока. – Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного. – Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.) III. Постановка целей и задач урока. - Отгадать тему урока нам сегодня помогут два помощника. Сначала мы послушаем уже знакомую вам песню. (Григорий Гладков - "Песня о картинах"). - Прежде чем я назову тему урока, мы вспомним «что такое ребусы» и как они разгадываются. На экране картинка с ребусом и обучающиеся угадывают слово «жанр». - Так о чем мы с вами будем говорить сегодня? Обучающиеся называют тему урока. – А сегодня нам предстоит узнать что такое “жанр” и, какие виды жанров существуют в изобразительном искусстве. IV. Изучение нового материала. В процессе становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. Если на картинах пещерных людей можно было увидеть только то, что их окружало, то со временем живопись становилась все более многогранной и приобретала широкий смысл. Художники передавали свое видение мира в картинах. Жанр представляет собой исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темой и объектом изображения. Выделяют следующие жанры живописи, сформировавшиеся за всю историю искусства. Анималистический жанр: Название произошло от латинского слова animal , что значит животное. К этому жанру относятся картины, центром которых являются животные. Иппический жанр: (произошло от греч. hippos - лошадь) - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади. Батальный жанр: (произошло от фр. bataille - битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Исторический жанр: жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. И.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» В.Суриков «Боярыня Морозова» Натюрморт: жанр, изображающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, и т. д. Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства. Пейзаж: (от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Портрет: произошло от фр. слова portrait - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Мифологический жанр: от гр. m уthos : предание – жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов Религиозный жанр - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия. Пастораль: фр . pastorale — пастушеский, сельский — жанр изображающий мирную и простую сельскую жизнь. Бытовой жанр: жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовой жанр: Эдгар Дега «Танцевальный класс» А. Венецианов. Гумно . V. Практическая работа - Сегодня мы с вами выполним необычный рисунок композицию бытового жанра с сюжетом из своей жизни: «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дво-ре», «Приготовление уроков».. VI. Закрепление нового материала. Мы немного устали, выполним разминку. Обучающиеся под музыку выполняют физкультминутку. Мы сидели рисовали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, Спинки дружно все прогнули, Повернулись вправо, влево- Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок, Ну, как будто колобок. А теперь попляшут ножки: Побежали по дорожке Быстро – быстро – топ, топ, топ. И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп. Ножки вытянем вперед Влево, вправо поворот. Чтобы мышцы сильнее стали, Поработают суставы. Ножки выше поднимаем И в коленочках сгибаем, Улыбнемся снова, Будьте же здоровы. - Сейчас ученица 6 класса более подробно расскажет нам интересные факты о бытовом жанре. VII. Обобщение изученного материала. - Для закрепления полученных знаний и навыков на уроке, выполним следующее задание. Разделимся на 2 команды. Каждой из команд предлагается отрывок из песен и они должны выполнить жанр по мотиву, который в ней услышали. Я выбрал Жанна Фриске «А на море белый песок» и ДДТ «Что такое осень». VIII Домашнее задание. Завершить свой рисунок – наполнить его более точными деталями. IХ Рефлексия. Выставка работ индивидуальных и групповых. Спасибо за активность урока. До новых встреч! (слайд 19).