Главная » 2019»Август»4 » Конспект открытого группового логопедического занятия по теме :"Закрепление звуков с,сь. Посуда".
21:06
Конспект открытого группового логопедического занятия по теме :"Закрепление звуков с,сь. Посуда".
Цель: Автоматизация звуков [с], [cь] в слогах, словах, словосочетаниях, основываясь на артикуляционных и акустических признаках, с опорой на зрительные и слуховые ощущения на материале лексической темы «Посуда».
Задачи: коррекционные: - закрепить навык четкого произношения звуков [с], [cь]; - развивать речевое дыхание; - закрепление артикуляции и характеристики звуков[с], [cь]; - закрепление навыков различения звуков [с], [cь] в слогах и словах; - развивать фонематический слух (выделение звуков [с], [cь] из ряда звуков, слогов, слов); образовательные: - расширить и углубить представления детей о посуде, ее назначении; - закрепить навык четкого произношения звука [с], [cь]; - актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках; - упражнять в звуко-слоговом анализе слов; - формировать навыки оценивания своей деятельности; развивающие: - пополнить лексический запас детей по теме; - развивать фонематическое восприятие и представление (упражнять в определении позиции звука в слове); - развивать умения осуществлять контроль; - развитие мелкой моторики пальцев рук; - развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений; воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; - воспитание аккуратности и бережного отношения к посуде; - формирование умения слушать собеседника; - воспитание сочувствия, сопереживания;
Оборудование: Фишки, зеркала, схема для характеристики звуков, символ звуков [с], [cь], предметы (картинки), посуда (стакан, кастрюля, сковорода, поднос, миска, термос, кружка, вилка, ложка, тарелка, салатница), шкаф со схемами позиции звука в слове, проэктор, ноутбук, картинки с изображением посуды, продуктов, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, массажные мячики, резиновый мяч, картонные чашечки, картинки с изображением насоса.
I. Организационный момент. Цель: настроить детей на занятие. Дети входят в группу и садятся на свои места под музыку. II. Основная часть. 1. Введение в тему. Отгадайте загадку. В ней суп и кашу варят, И картошку жарят, Из нее едят и пьют, Ее моют, берегут. (Посуда) Логопед: Стихотворение. Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей. К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На нее еду кладут, Из нее едят и пьют. Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд – Варят, жарят и пекут! 2. Сообщение темы занятия.
На фланелеграфе появляется изображение Федоры. (слайд). - Посмотрите, ребята. Кто это? (Бабушка Федора из известной сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»). - Федора прислала нам письмо. (Читает) «Дорогие ребята! Очень вас прошу помочь мне. У меня большая беда. Когда от меня убегала посуда, то часть из нее разбилась. Бабушка Федора». - А у вас был подобный случай с разбитой посудой? Кто-нибудь из вас разбивал посуду? (Ответы) Стихотворение «Разбитая посуда» (Коллективное чтение детьми) Раз, два, три, четыре, (вместе) Мы посуду перемыли: (вместе) Чайник и чашку, (1 ребенок) Тарелку и ложку. (2 ребенок) Мы посуду перемыли, (вместе) Только чашку мы разбили, (1 ребенок) И тарелка развалилась, (2 ребенок) Нос у чайника отбился, (3 ребенок) Ложку мы еще сломали – (4 ребенок) Так мы маме помогали! (вместе) - Ребята, когда у Федоры убежала посуда, что она сделала? (Попросила прощенья .) - Простила ее посуда? (Да) - Правильно. Посуда вернулась к ней. Но вместо той, которая разбилась, бабушке Федоре понадобилось купить новую посуду. Зашла она в магазин, а названия посуды не помнит. Помогите бабушке Федоре. Вы согласны ей помочь? (Ответы). (На стол выставляется посуда: стакан, солонка, сковорода, салатница, сахарница, супница, салфетница, поднос, кастрюля. Дети называют предметы.) - Ребята, давайте поможем Федоре. А как? 1.Отправимся с ней магазин и выберем для нее посуду. 2. Научим Федору правильно, по-доброму обращаться с посудой. - Итак, мы с вами решили отправиться в магазин. Федора просит купить посуду, в названии которой есть звук, а какой, вы догадаетесь, когда мы поиграем в игру:
3. Игра на автоматизацию звука в словах. «Закончи слово». Я говорю начало слова, а вы добавляете одно короткое слово «сок». Посмотрим, что у нас получится в этой игре. (Но-сок, пе-сок, ле-сок, воло-сок, голо-сок, коло-сок, поя-сок, ча-сок, бро-сок, бру-сок, ку-сок). С какого звука начинается слово, которое вы добавляли к моим словам? (Со звука [с]). - Здесь он твердый или мягкий? (Твердый).
4. Предлагаю еще одну игру «Закончи предложение»(с картинками) - Сережа ест горячий … (суп). - Соня пьет яблочный … (сок). - Саша любит … (сосиски). - Мама купила свежий … (сыр). - Оксана солит огурец … (солью).
- С какого звука начинаются ваши слова - ответы? (Со звука [с]).
5.Игра на автоматизацию звука [с]. «Закончи предлодложение» - Закончите предложения подходящими по смыслу словами. 1. На кухне хлопочет бабуля, Для супа нужна ей … (кастрюля) 2. Крутобокий и высокий, Ох, напьюсь сейчас я … (соку), Вкуснотища – не обман, Опустеет мой … (стакан). 3. Чисто посуда помыта. Но она вся в дырках!… (сито) 4. Чтобы жарилась еда, Нам нужна … (сковорода)
- Ребята, назовите все слова, которые мы сейчас с вами отгадали. (Кастрюля, стакан, сито, сковорода).(слайд ) - С какого звука начинаются эти слова? (Со звуков [с], [cь]).
6. Характеристика звуков [с], [cь]. - Что вы можете сказать об этих звуках? (Дети по схеме производят анализ звуков с опорой на зрительные символы, делают вывод, что звук [с], – согласный, твердый, глухой, свистящий, язычок внизу, губы улыбаются, холодный ручеек воздуха. А звук [cь] – согласный, мягкий, глухой. Показ символов звуков [с], [cь] (насос синего цвета), (насосик зеленого цвета) (используется символ Т. А. Ткаченко).
7.Повторение чистоговорки со звуками [с], [сь]. - Испугалась лиса Большого пса.
- Где мягкий звук [cь]? - Где твердый звук [с]? - Давайте поработаем над правильным произношением этого звука. (Повторение чистоговорки).
8. Артикуляционная гимнастика. - Ребята, давайте с вами вспомним и выполним упражнения, которые помогли нам научиться правильно произносить звуки [с], [cь]. Посмотрите на экран. (слайды с артикуляционными упражнениями ) «Заборчик», «Лопатка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Киска сердится».
9. Словообразование. Звуки [с], [cь] в словосочетаниях. - Ребята, подскажите бабушке Федоре, какая бывает посуда? Из чего она может быть сделана? (Ответы). - Как назвать посуду, сделанную из дерева? (Деревянная) - Как назвать посуду, сделанную из стекла? (Стеклянная) - Из пластмассы? (Пластмассовая) - Из хрусталя? (Хрустальная) - Из глины? (Глиняная) - Из фарфора? (Фарфоровая) - Из металла? (Металлическая)
11. Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками. Мячик. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк- Мяч летает между рук. (движения соответствуют тексту)
12. Игра «Услышь звук» - Мы пришли с вами в магазин. Давайте выберем только ту посуду, в названии которой слышатся звуки [с], [cь]. (Дети выбирают предметы (картинки). Если в названии слышим звуки [с], [cь] ставим картинку к символу звуков [с], [cь] (насос, насосик, если не слышится – к зачеркнутому символу. Проверка совместно с детьми. - Где стоит звук – в начале, середине или в конце слова?
13. Падежное управление. - Расскажем бабушке Федоре о назначении разной посуды. - Куда она положит соль? (В солонку)(слайд) - Во что положит салат? (В салатницу)(слайд) - Нальет суп в … (супницу)(слайд) - Положит сахар в … (сахарницу)(слайд) - Разложит салфетки в … (салфетницу)(слайд) Чтение стихотворения «Посуда» (Два ребенка). Девочка Ирина порядок наводила, Девочка Ирина кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице. Масло должно быть в масленке. Хлебушек должен быть в хлебнице. А соль? Ну, конечно, в солонке!» 14. Физкультминутка «Посуда». - А теперь немного отдохнем и подвигаемся. - У Федоры снова много красивой посуды. Давайте превратимся в нее. «Раз, два, три – покружись и в посуду превратись». Вот большой стеклянный чайник, (Дети надувают животик) Очень важный, как начальник! (Одна рука на поясе, другой делаем «носик») Вот фарфоровые чашки: (Приседают, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки! Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками круг) Только стукни – разобьются! Вот серебряные ложки: (Вытягиваются, руки смыкают) Голова на тонкой ножке. (Руки над головой). Вот пластмассовый поднос, (Наклоняются вперед) Он посуду нам принес. (Руки вытягивают вперед) - Молодцы! Справились с заданием! 15. Игра на развитие лексико-грамматических навыков «Скажи наоборот».
Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят слова, как будто «наоборот»: - Стакан чистый – стакан грязный. - Миска большая – миска маленькая. - Сковорода тяжелая – сковорода легкая. - Поднос тяжелый – поднос легкий. - Кастрюля горячая – кастрюля холодная. - Скатерть белая – скатерть черная.
16. Игра «Установи последовательность.»(Что было сначала, а что потом?) Логопед показывает картинки. Дети должны установить последовательность действий. 1.сначала воду налили; 2.затем - поставили на плиту; 3.затем – вода закипела; 4.затем ее налили в чашку.
17. Детям раздаются карточки. Какая вода кипит? 18. Игра на развитие дыхания «Горячий чай». Детям раздаются картонные чашечки разного цвета. -Как называется эта посуда?
Мы в шкафу рядком стоим, Чистотой своей блестим. Приглашают нас на чай. Знаешь нас? Так отвечай! (Чайные чашки). -Давайте пригласим бабушку Федору и попьем вместе с ней чай из этих чашек. Но сначала подуем, т.к. чай очень горячий.
19. Игра на развитие мелкой моторики «Подарок Федоре». (Обвести по контуру рисунок и подарить его Федоре).
III. Итог занятия. - Смогли мы помочь Федоре? - Какой звук мы повторили? - С какой посудой познакомились? - Какие игры понравились? - Ребята, как надо бабушке Федоре относиться к посуде, чтобы новая посуда не убежала от нее вновь? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Нужно научить Федору содержать посуду в порядке: мыть, вытирать, ставить на место).