Сабақтын бағдарламасы Поурочный план The plan of the lesson Күні/ Дата/ Date: 06.03.14 Сынып/ Класс/ Klass: 1«Б» Пән/ Предмет/ Subject: основы изобразительного искусства. Сабақтың тақырыбы/ Тема урока/ Theme: «Моя любимая сказка». Сабақтың үлгісі / Тип урока/ Type of the lesson: комбинированный. Сабақтың түрі/Вид урока/ Kind of the lesson: практическое занятие. Мақсаты/ Цели урока/ Objectives: білімдік / образовательная/ educational: познакомить с художниками-иллюстраторами В.М.Васнецовым и М.А.Врубель; помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; продолжать формировать представление о силуэте, закрепить создание начертания силуэта. дамытушылық/ развивающая/ developing: развивать интерес к народному сказочному творчеству; развивать графические навыки в передаче пропорций предметов, навыки композиционного решения; развивать наглядно-образное мышление, творческие способности. тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитывать интерес к изобразительному искусству путем вовлечения каждго в активгную деятельность; воспитывать ответственность за порученное задание; воспитывать любовь к труду. Көрнекі құрандар/Оборудование/Resources: художественные книги, икт, видеоматериал, альбoм, цветные карандаши. Әдіс/Метод/Method: Объяснительно-иллюстративный, аналитический, репродуктивный, творческий. Сабақтың жоспары/ План урока/ Plan: I. Организационный момент. II. Психолого-педагогический настрой. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. V.Практическая работа. VI. Итог урока. Анализ и оценивание работ.
Сабақтын барысы/Ход урока/The lesson’s going: I. Организационный момент: Good morning, good morning! Good morning to you! Good morning dear friends! I am glad to see you! II.Психолого-педагогический настрой: Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь – Хорошо работай в школе, Добросовестно учись. С. Маршак
-Вот такое замечательное стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак-поэт и писатель. -Скажите, а каких писателей и поэтов Казахстана вы знаете? (Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, Сәкен Сейфуллин и т.д) III.Актуализация знаний:
- Ребята, отгадайте загадку. Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком ? (Книга)
- Правильно, ребята, это книга. Книга наш верный друг. Очень хорошо, если вы любите дружить с книгой. Посмотрите на эти две книги, какую книгу вам очень сильно захотелось рассмотреть, прочитать? Почему вас заинтересовала эта книга? - Конечно, вам интересно читать книги с картинками. Для этого специальные художники - иллюстраторы - придумывают изображения к тем или иным книгам. Самые удивительные иллюстрации бывают к сказкам. - Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли иллюстраторов. Мы создадим иллюстрации к одной очень вам знакомой сказке, но к какой именно вам предстоит угадать попозже.
IV. Изучение нового материала: Мы с вами познакомимся с особенностями работы иллюстраторов, рассмотрим картины к сказкам известных художников. Одним из известных художников является Виктор Михайлович Васнецов. (1 слайд) Посмотрите на автопортрет художника. (2 слайд) Может кто-нибудь из вас знает, что такое автопортрет? (художник сам изображает себя). Виктор Михайлович Васнецов создал картины ко многим знаменитым сказкам. Перед вами только некоторые из них. 1.- Обратите внимание на эту картину. (3 слайд) Это одна из самых больших удач художника. Крестьянская девочка Алёнушка сидит, пригорюнившись на белом камне, над тёмным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с её сумраком, тишиной и гладью воды. - Из какой сказки эта героиня? В какой момент ей нарисовал художник? Почему она такая грустная?
2.- В основе этой картины тоже лежит русская народная сказка. (4 слайд) Кто может ответить какая? Художник выбрал самый драматический момент: Иван-царевич и Елена прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, но впереди ещё ждут новые испытания. Какое чувство у вас вызывает эта картина ? (тревоги) Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся её фигура выражает покорность судьбе. Иван-царевич, напротив, полон решимости защитить Елену Прекрасную. Обратите внимание на два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами. Серый волк стремительно летит вперёд. Стремительность подчёркивается ощущение встречного ветра. (Иван-царевич и Серый волк).
3.- Как вы думаете, что пред нами за героиня? (5 слайд). (Снегурочка) Снегурочку Виктор Михайлович Васнецов изобразил в парчовой меховой шубке на фоне таинственного заснеженного ночного пейзажа. Снегурочка оказалась одна в лесу. Знакома ли вам эта сказка? Почему Снегурочка такая грустная?
4. К какой сказке относится эта картина? (6 слайд). В какой момент художник запечатлел Царевну Лягушку? Что произошло в сказке? Обратите внимание на задний план картины, что там изображено? Царевна Лягушка. Это момент превращения Царевны Лягушки.
5.- Ещё один известный художник Михаил Александрович Врубель. (7, 8 слайд) Одна из наиболее известных его картин «Царевна-лебедь». (9 слайд) Какую сказку иллюстрировал художник? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) Кто автор этой сказки? Послушайте отрывок из этого произведения и полюбуйтесь картиной. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А.С.Пушкин.
«Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает словно пава.»
-Вспомните художников Казахстана? (Кастеев Абильхан, Гумаров Сәкен, Сидоркин Евгений, Калмыков Сергей, Исмаилова Гульфайрус и многие другие) Физкультминутка: - Про сказочного героя. Буратино подтянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Видно ключик не нашёл, Чтобы ключик отыскать, На носочки надо встать.
- Пришло время узнать иллюстрацию, к какой сказке мы будем с вами изображать. (Просмотр видеоматериала). -Как вы думаете, сегодня на уроке иллюстрацию какой сказки мы будем изображать? Работа над рисунком - Мы с вами посмотрели работы художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. Какие работы художников вам понравились больше всего? Давайте повторим имена этих художников. - Нам предстоит поработать над иллюстрированием момента, когда колобок убегает из дома бабушки и дедушки.
V.Практическая работа. -Вспомним правила техники безопасности при работе с карандашом. (Ответы учащихся) Работа над композицией рисунка. - Вспомним, что такое композиция? -Какая композиция будет на ваших рисунках? Сегодня мы будем выполнять работу в карандаше. (слайд 10, 11, 12,13) - Обратите внимание на экран. Перед вами этапы работы в карандаше. 1. Определим расположение предметов и героев. 2. Тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. 3. Тонкими линиями прорисовываем детали всех предметов, соизмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери не должны быть выше деревьев. Соблюдаем пропорции предметов.
VI.Итог урока. Анализ и оценивание работ учащихся. -Что мы сегодня выполняли на нашем уроке? -Какие трудности у вас возникли? - С творчеством, каких художников мы сегодня познакомились? - Какие картины мы с вами рассмотрели? - Как называются художники, которые создают картины к книгам? (иллюстраторы). -Назвите казахских писателей, поэтов? - Первый ряд, поднимите свои работы и покажите остальным. Теперь второй ряд. Ребят на третьем ряду покажите свои работы всему классу. - Сейчас я подойду к каждому из вас и поставлю оценку за вашу работу. А вы этим временем уберите рабочее место, уберите свои принадлежности. - Сабақ үшін рахмет! -Сау болыңыз!