Суббота | 16.12.2017 | 02:37
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2017 » Май » 31 » Использование речевых ситуаций в процессе обучения иноязычной лексике
04:08
Использование речевых ситуаций в процессе обучения иноязычной лексике
УДК 372.8:81’243
ГРНТИ 16.41.21.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
THE USE OF SPEECH SITUATIONS IN TEACHING OF foreign vocabulary
Лушникова Светлана Александровна
Научный руководитель: Н. В. Дубровская, канд. Пефилологических наук, доцент кафедры Славянской филологии и литературной коммуникации
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия
Ключевые слова: обучение лексике, ситуативность, речевая ситуация, функции речевых ситуаций, методика использования.
Key words: teaching of vocabulary, situationality, speech situation, functions of speech situations, methods of speech situations use.
Аннотация. В статье рассматривается роль речевых ситуаций в обучении иностранному языку. Автор подчеркивает, что речевые ситуации являются необходимым компонентом на уроке иностранного языка, называет их функции и описывает методику их использования. В заключении автор отмечает, что речевые ситуации способствуют более эффективному и продуктивному формированию и развитию речевых умений и языковых навыков, в том числе лексических, поскольку позволяют запоминать не только форму и значение лексической единицей, но и ее назначение, т.е. способствуют не просто запоминанию, но овладению лексикой иностранного языка.

Главной целью в обучении иностранному языку и его изучении является формирование, развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности свободно владеть иностранным языком как средством реализации коммуникативных намерений в различных сферах повседневного и профессионального общения. Однако очень часто внимание многих преподавателей концентрируется на развитии речевых умений с упором на правильность грамматического оформления речи. При этом обучение лексике отходит на второй план. Ознакомление с новыми словами происходит по мере их встречаемости в устных и письменных текстах, и выбор слов для объяснения диктуется, главным образом, степенью их влияния на понимание текста, а не общей коммуникативной ценностью. В результате работа над лексикой не приносит желаемых результатов [4, с. 72].
Поэтому проблема обучения лексике иностранного языка является одной из центральных и привлекает внимание многих методистов. В настоящее время существуют различные подходы к обучению лексической стороне речи: активный, тематико-функциональный, системно-семантический, системно-функциональный, деятельностная методика, функциональное обучение и др. Однако в последние десятилетия особой популярностью пользуется принцип обучения лексики на ситуативной основе. По мнению, Е.И. Пассова ситуативность представляет собой самое важное условие для овладения иностранным языком, в том числе и его лексикой. Ученый определяет ситуативность как соотнесенность речевой единицы с контекстом деятельности обеих сторон общения, с их взаимоотношениями, как способность речевой единицы вмешиваться в систему взаимоотношений, развивать, двигать ее в желаемом направлении [3, с. 124-125].
Реализации принципа ситуативности на уроках иностранного языка способствует использование речевых ситуаций.
Г.В. Рогова определяет речевую ситуацию как специально созданные условия, обстоятельства, систему взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении действий на иностранном языке» [5].
М.Л. Вайсбурд вслед за А.А. Леонтьевым рассматривает речевую ситуацию как совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых учащимся, необходимых и достаточных для правильного осуществления речевого действия в соответствии с намеченной коммуникативной задачей [1, с. 29].
По мнению М.Л. Вайсбурд, речевые ситуации выполняют разные функции в зависимости от того, являются ли они компонентом содержания обучения или приемом обучения. Будучи компонентом содержания обучения, речевые ситуации выполняют следующие функции:
1. Функция планирования речевых умений и навыков. Речевая ситуация рассматривается как основное ядро, организующее вокруг себя весь материал. Е.И. Пассов объясняет, что ситуация ограничивает выбор речевых единиц, поскольку она является системой отношений, которую человек в процессе решения оперативных задач структурирует согласно цели. Следовательно, ситуация направляет его деятельность и способствует упорядоченному отбору и организации речевого материала.
2. Функция контроля, вытекающая из использования речевой ситуации в качестве единицы планирования. Контроль может проводиться в учебном процессе путем создания соответствующих учебных и естественных ситуаций, в которых проверяется коммуникативная адекватность владения иностранным языком [1, с. 30-31].
Как прием обучения речевые ситуации реализуют следующие функции:
1. Общепедагогическая функция – речевые ситуации дают возможность сформировать лексические навыки посредством решения речемыслительных задач.
2. Программирующая функция – речевые ситуации формируют самостоятельность в определении содержания сообщения, в выборе средств его реализации, в придании творческого характера учебно-речевой деятельности.
3. Мотивационно-стимулирующая функция – речевые ситуации помогают обогатить мотивационное обеспечение учебного процесса благодаря добавлению коммуникативной мотивации, учитывающей ведущие для учащихся виды деятельности, их увлечения, проблемы, личностные особенности.
4. Фасцинативная функция – речевые ситуации обеспечивают обучение восприятию речевого сообщения. Под фасцинацией следует понимать механизм воздействия на адресата информации с целью установления с ним коммуникативного контакта. К средствам, способным заставить адресата настроиться на прием информации, относятся различные фасцинативные сигналы, например, изменение голоса от очень громкого до очень тихого, ритмичность речи, парадоксальность высказывания, престижность темы, ее интерес для слушания и многое другое.
5. Функция формирования индивидуального стиля общения у учащихся – проявляется в выборе учащимся роли партнера, способов вступления в контакт. Данная функция позволяет учителю помочь тем, кто испытывает трудности общения, скорректировать авторитарный стиль общения, улучшить положение учащихся, попавших в число «изолированных».
6. Образовательная функция, или функция вторичной социализации – речевые ситуации способствуют овладению культурными знаниями из жизни народа-носителя изучаемого иностранного языка [1, с. 32-33].
Исходя из функций речевых ситуаций на уроке иностранного языка можно сделать вывод, что они обладают богатым потенциалом для формирования и развития всех видов языковых навыков и речевых умений. В связи с этим при работе с речевыми ситуациями следует придерживаться правильной методики их использования, которая предполагает наличие трех этапов: подготовительного, или предречевого, речевого и подведения итогов.
Подготовительный, или предречевой этап, охватывает сообщение темы речевой ситуации, постановку коммуникативной задачи, описание и распределение ролевого состава, характеристику обстановки, отношений учащихся к предмету обсуждения, а также работу над языковым материалом, необходимого для успешной организации речевой ситуации;
Результаты подготовительного этапа целесообразно оформить в виде ролевой карточки, которая включает следующие компоненты:
– характеристику персонажа: возраст, пол, увлечения, статус, поведение, отношение к предмету обсуждения;
– условия речевого акта: время, место, обстановку;
– языковой и речевой материал.
Второй этап в работе над речевой ситуацией – это собственно ее проигрывание учащимися. Презентация речевой ситуации на уроке занимает несколько минут, так как учащимся необходимо ознакомиться с содержанием ролевых карточек и повторить необходимый языковой материал.
На последнем этапе, этапе подведения итогов происходит обсуждение результатов речевой ситуации: кто играл лучше всех, кто говорил лучше всех, какие моменты запомнились и понравились, что следовало бы изменить и почему [2].
Таким образом, речевые ситуации являются эффективным средством развития и совершенствования языковых навыков и речевых умений. Преимущества использования речевых ситуаций на уроке иностранного языка можно свести к следующим моментам. Во-первых, они предоставляют учителю возможность создать в классе условия, приближающиеся к тем, в которых происходит беседа в естественной обстановке, т.е. они учитывают потребности учащихся, их взаимоотношения.
Во-вторых, использование ситуаций при обучении иностранному языку помогает учителю заинтересовать учащихся, привлечь их внимание.
В-третьих, использование ситуаций вносит в обучение новизну, творческое начало, помогает учителю преодолеть однообразие в работе, создать атмосферу общения на уроке.
В-четвертых, правильно подобранные ситуации стимулируют речевую активность учащихся.
В-пятых, применительно к формированию лексических навыков речевые ситуации способствуют усвоению не просто формы и значения лексической единицы, но, в первую очередь, ее назначения.
Все выше сказанное доказывает, что речевые ситуации являются необходимым компонентом обучения иностранному языку, т.к. позволяют наиболее эффективно и продуктивно формировать, развивать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся.

Литература

1. Вайсбурд, М. Л. Ситуативная роль как методическое понятие / М. Л. Вайсбурд, М. Л. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2002. – №5. – С.29-34.
2. Джандалиева, Е. Ю. Ролевая игра как метод обучения профессионально ориентированному общению на занятии по английскому языку в техническом вузе / Е. Ю. Джандалиева // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2014. – № 5(132). – Т. 16. – С. 118-121
3. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
4. Пугачев, И. А. Лексика как один из главных компонентов содержания обучения иностранному языку на продвинутом этапе / И. А. Пугачев, Л. П. Яркина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2010. – № 1. – С. 72-76.
5. Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. Часть 2. / И. А. Сухова. – Уфа, 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2416623-p2.html (дата обращения: 22.05.2017)
Просмотров: 98 | Добавил: lanametloy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет- глубокого знания людей.
/Н.Г. Чернышевский/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2017
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы