Главная » 2022»Май»17 » Использование дидактических игр в период обучения грамоте на подготовительном этапе.
19:48
Использование дидактических игр в период обучения грамоте на подготовительном этапе.
Усовершенствование методов обучения является одной из первостепенных задач, которые решаются современной наукой. Особое значение она приобретает при рассмотрении целей и содержания обучения русскому языку. В настоящее время методы, используемые в подготовке учеников, необходимо привести в более надлежащее состояние, в соответствии с новыми требованиями и содержанием учебного процесса. В современной школе рассматриваются и решаются задачи совершенствования методов обучения. Этой проблемой занимались и занимаются такие ученые и педагоги: К. Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и многие другие. По их мнению, незаменимую роль в этом может сыграть изучение родного языка. Потому как язык является средством связи, оформления и выражения мысли человека, настроения, а также получения знаний, изучение родного языка люди обязаны начать с ранних лет, но особое внимание этому процессу должно уделяться в начальной школе. Знания русского языка, которые школьники получат в начале своего обучения, дадут им своеобразный «толчок» к познанию, образованности, развитию мировоззрения и обеспечат базу для теоретических знаний, грамматических и орфографических навыков. Методы обучения и приемы, которые используются в начальной школе должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Что не означает легкость преподаваемого материала. В процессе обучения школьникам необходимо преодолевать посильные трудности, для того, чтобы получать новые знания и умения, обучаться тому, чего еще не умеют. В период обучения грамоте первоклассник начинает осваивать новые отношения, ситуации, деятельность, которые требуют выбора соответствующих языковых средств. В задачи периода обучения грамоте входят не только обучение детей письму и чтению, но и приобщение к учебной деятельности, выявление уровня готовности к обучению, обучение первоначальному анализу речи. Усвоение детьми новых для них терминов и стоящими за ними явлений осуществляется на уровне первичных и общих представлений. Основу программы обучения грамоте выражает начальное выражение детьми взаимосвязи между сторонами речи и средствами ее выражения посредством знаков и грамматики. Слово в данный период выступает как главная анализируемая единица речи при помощи предложения и текста. В ходе частого использования языка школьник сам открывает его правила, устанавливает взаимосвязи, обдумывая собственный дошкольный опыт пользования языком и его системой. Для того, чтобы дети хотели получить новые знания, чтобы процесс получения был интереснее на уроках русского языка, необходимо выбирать разнообразные методы и приемы, использовать увлекательные материалы, игры, способствующие повышению качества знаний и умений по данному предмету. У первоклассников высокий уровень интереса к учению, но, в силу влияния возрастных особенностей, он неустойчив. Из-за быстрой утомляемости младшие школьники нуждаются в мотивации учебной деятельности и в занимательных методиках обучения. Интерес детей к уроку русского языка в начальной школе активно повышается благодаря игровым средствам. Это особо значимо в период обучения грамоте, потому как игровая деятельность играет главенствующую роль среди ведущих видов деятельности первоклассников. Благодаря игре начинает формироваться новая деятельность — учебная. Поэтому методисты и педагоги рекомендуют внедрять игровые методы, одним из которых является дидактическая игра. Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Главное значение дидактических игр в том, что повышается познавательный интерес, каждый урок становится более ярким, насыщенным, у школьников активизируется учебно-познавательная деятельность. Данный вид игр представлен сложным и многоплановым педагогическим явлением, поэтому многие педагоги называют ее и методом, и средством, и формой обучения, а также средством обучения. Ученики во время игры — это полноправные участники познавательной деятельности, которые самостоятельно ставят перед собой задачи и находят их решения. Для них дидактическая игра является не беззаботным времяпрепровождением, а наоборот — это серьезная задача, требующая энергии, ума, самостоятельности. Познание предмета облекается в форму, непохожую на обычное обучение: здесь находят место фантазия, самостоятельный поиск ответов, а также новое представление известных фактов, явлений, пополнение и расширение знаний, умений, навыков. Самым главным в этом является то, что по желанию самих учащихся происходит многократное повторение пройденного материала в различных сочетаниях и формах. Также игра создает атмосферу здоровой конкуренции, заставляет школьника не только вспоминать известное, но и мобилизовать все свои знания, думать и подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, соотносить, оценивать. А. С. Макаренко говорил: «хорошая игра похожа на хорошую работу», поэтому игра плотно вошла в школьную жизнь. Следуя логике обучения школьников грамоте, что после изучения звука следует буква, а после чтения — письмо, то игры подразделены на группы: игры, которые развивают устную речь, графические, фонетические и грамматические. На уроке обучения грамоте можно использовать такие игры:
1. Найди букву Цель: Совершенствование умений и навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: Перфокарты на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине находится полоска для записи, карандаш или ручка. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название. Пример: иголка — И, апельсин — А, улитка — У, обруч — О.
2. Найди схему Цель: совершенствование навыков анализа. Оборудование: карточки со схемами предложений, в которых определено количество слов. Ход игры: детям раздают по несколько карточек со схемами предложений, ученики слушают предложения, которые произносит учитель, после этого они показывают карточку с изображением правильной схемы. Пример: Лиза гуляет. - Дети показывают схему с изображением двух слов Витя пошел домой. - Схема с изображением трех слов.
3. Что куда? Цель: Расширение словарного запаса детей, закрепление изученного материала. Оборудование: карточки с изображениями (огурец, ангел, иголка, улитка, астра, арбуз, ананас, акварель, абрикос, аскорбинка, обруч, осьминог, утенок, укроп, изюм, очки, обувь, ослик и т. д.), листы с изображениями изученных букв (А, О, У, Ы, И) Ход игры: на доске висят листы с буквами А, О, У, Ы, И, на столе лежат карточки с изображениями предметов. Дети по очереди подходят к столу, берут изображения, говорят что изображено на карточке, определяют букву на которую начинается слово и соотносят карточки с буквами на доске. Пример: А — аскорбинка, акварель, абрикос; О — огурец, очки; У — улитка, утенок.
4. Что делает? Цель: развитие слухового восприятия детей. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, включающая в себя изображения (ослик, человек в лесу, младенец, филин, испуганный человек, удивленный человек) Ход игры: учитель выводит поочередно на экран изображения. Спрашивая у детей, которые отвечают хором: - Что говорит ослик? (И-а) - Что кричит потерявшийся человек? (Ау) - Как «разговаривает» младенец? (Уа) - Как кричит филин? (У-у) - Что кричит испуганный человек? (А-а) - Что говорит удивленный человек? (О!)
5. У кого хороший слух Цель: развитие фонематического слуха, умение слышать звуки в словах. Оборудование: набор предметных картинок. Ход игры: Учитель показывает картинку и называет ее. Ученики, услышав изучаемый звук, хлопают в ладоши. Позднее, можно усложнить игру, называя картинку молча. Пример: После изучения звука [Ы], учитель показывает карточки и озвучивает ее. (Волк, малыш (хлопок), семена, соль, сыр(хлопок), нить, воробей, мышь (хлопок), крыса (хлопок), кролик, лыжи (хлопок) и т. д.)
6. Изобрази букву. Цель: Закрепление графического изображения букв. Ход игры: Дети водят хоровод, учитель или ведущий выбирает ребенка, тот встает в круг и сам или с помощью друга изображает ту или иную букву. Остальные должны ее назвать.
7. Мешочек с сюрпризом. Цель: определение буквы на ощупь по картонному контуру. Оборудование: мешочек, вырезанные картонные буквы А, О, У, И. Ход игры: Дети по порядку подходят к учителю. Учитель говорит: - В мешочке спрятались изученные нами буквы, смотреть на них нельзя, нужно узнать букву, ощупав ее рукой/руками. А достать только тогда, когда придумаешь 3 слова, начинающихся с этого звука.
Чтобы работа с дидактическими играми на разных этапах обучения проходила наиболее удачно, нужно следовать некоторым правилам по их проведению: 1) Соответствие игры целям и содержанию учебного материала урока. Игра должна помочь учащимся закрепить пройденный учебный материал, а также облегчить изучение нового. 2) Разнообразие игр по формам проведение, а также исходить от уровня подготовки учащихся. 3) Определение правильного времени в структуре урока для проведения игры. 4) Эмоции во время игры. 5) Доступность условий игры для учеников.
В получаемом результате дидактических игр, младшие школьники разного уровня подготовки, живо включаются в игры со звуками, буквами, слогами и словами. К концу подготовительного этапа обучения дети смогут показать высокий уровень подготовки, что позволит продолжать обучение уже на следующем этапе. И в дальнейшем обучении, при чтении и письме школьники не будут «терять» буквы, так как уже научились выделять звуки в словах от первых и до последних.