Главная » 2012»Апрель»16 » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
17:04
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся ЗУН доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс. При такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно формировать и правильно направлять познавательную деятельность учащегося, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь. Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей и методистов, чем традиционный учебный процесс, т. к. преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности. Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. Активными методами обучения и воспитания являются те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» Активные методы должны отвечать следующим требованиям: индивидуальный подход к обучению; Сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации этапов процесса обучения; Активное, творческое, инициативное участие учащихся; Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности Среди активных методов выделяются метод проектов (в учебнике), компьютерное моделирование, деловые игры, рейтинговая методика и т.д.
Необходимым помощником преподавателей и методистов в реализации активного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти методы предполагают использование: мультимедиа презентаций, поиск информации в Интернете, Обмен информацией между участниками с использованием электронной почты, участие в телеконференциях.
На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение с применением метода активного обучения. Одним из методов активного обучения является метод проектов. Он прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как: • Принцип обучения деятельности; • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; • Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика; • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие; • Креативный принцип. На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Работа над различного вида проектами позволяет: • развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые; • нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий; • прививает им стремление к приобретению новых знаний; • даёт возможность свободно использовать соответствующие источники информации; • даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и всем желающим; • развивать чувство ответственности за свои действия; • развивать свой творческий потенциал; • реализовать себя как личность; • развитию мотивации, информационной грамотности, социальных компетентностей. Таким образом, широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.