БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Как показывает анализ несчастных случаев, в девяти случаях из десяти, дети своевременно заметили опасную для себя машину и не принимали ее в расчет.
В тех случаях, когда дети своевременно заметили машину, они неверно определили скорость машины или направление ее будущего движения. Это позволяет сделать вывод о том, что дети плохо умеют наблюдать, ориентироваться в обстановке дороги, оценивать и предвидеть опасность. Поэтому необходимо учить детей не только соблюдения правила движения, но и с самого раннего возраста — учить их наблюдать и ориентироваться.
Необходимо учесть, что основной способ формирования у детей навыков поведения — наблюдем подражание поведению взрослых и прежде всего родителей.
Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
Находясь на дороге с ребенком:
— на проезжей части не спешите, переходите дорогу размеренным шагам. Иначе вы научите ребенка спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность; — выходя на приезжую часть, прекращайте разговоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе дорога разговоры излишни; — никогда не переходите дорогу наискось; подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз, что идти следует строго поперек дороги; — никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделал это - с вами, он тем более сделает это без вас; — переходите дорогу только на пешеходных переходах или на перекрестках, по линии тротуаров; если вы приучите ребенка переходить где придется, никакая школа не будет в силах его переучить; — из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси всегда выходите первыми, впереди ребенка. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги; — привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать; едут с большой скоростью, которые вы заметили издали; — подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком — поворот головы для осмотра дороги. остановку для пропуска машин, — если ребенок заметит это, значит он обучается на вашем пример; — не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно дорогу – это типичная сшибка и надо, чтобы дети ее не повторяли; — не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам; — маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Все наглядные уроки предвидения скрытой опасности давайте находясь на тротуаре — пешеходного перехода или в зоне остановки общественного транспорта.
Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей — длительный процесс, и для этой цели необходимо использовать каждое пребывание на дороге с ребенком. Но особенно целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в школу и обратно, чтобы «отработать» безопасное движение с ребенком на этом постоянном маршруте.
Обращайте внимание ребенка на обманчивость и опасность пустынных дорог. На дорогах, которым редко ходят машины, дети часто устраивают игры, не видя машин и не слыша их шум нередко выходят на проезжую часть, не осмотревшись, интуитивно полагая, что «дорога пуста». Пустынные дороги не менее опасны, чем оживленные. Родителям, у детей которых имеется значительное отклонение от нормы по зрению, и, в частности используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на дороге резко осложняется. Такой ребенок должен быть еще более внимательным, так как он может ошибиться в определенном расстояния от машины и ее скорости, имеет больше вероятности не заметить машину. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить машину, приближающуюся сбоку, у детей со слабым зрением и в очках намного слабее, чем у детей с нормальным зрением. Целесообразно, что ребенок в очках компенсировал недостаток бокового зрения более частыми и тщательными поворотами головы и просмотром улицы вправо и влево, в частности, в тех местах, где могут появиться машины, выезжающие с поворотом из-за угла.