Все упражнения для подготовки звука необходимо делать перед зеркалом. Если звук произносится правильно, то рот полуоткрыт, губы принимают слегка округлённую форму и вытянуты вперёд. Обратите внимание ребёнка на положение языка, форму губ при произнесении звука. Произнесите звук и попросите ребёнка повторить его, вспомнив, как шипит змея. В некоторых случаях артикуляционный аппарат ребёнка не готов для воспроизведения звука. В таких случаях необходимо предварительное выполнение следующих упражнений.
1. Округлить губы и вытянуть их вперёд, зубы при этом сомкнуты. Постарайтесь, чтобы ребёнок продержал губы в таком положении как можно дольше. Чтобы ребёнку было интереснее, поспорьте с ним, что он не удержит губы в этом положении и несколько секунд. Если вы увидите, что ему очень тяжело, считайте очень быстро, главное, чтобы он выиграл спор. Постепенно время можно увеличить.
2. Широким кончиком языка достать нос.
3. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз. Можете намазать его чем-нибудь сладким, выбрав то, что ребёнок больше всего любит.
4. Поднять к нёбу язык, придав ему форму чашечки.
Выполняя эти упражнения, обязательно развивайте фонетический слух ребёнка, чтобы он мог на слух различать свистящие и шипяшие звуки. Вначале предлагайте только слоги, пусть при звуке Ш он поднимет руку. Или предложите ребёнку слушать звук с куклой Машей или Мишкой, тогда на звук Ш может кивать кукла. Если ребёнку трудно выделить звук, то делайте
...
Читать дальше »