Современная начальная школа, из-за разной подготовленности детей, недостаточного развития ассоциативной и зрительной памяти, ее задержки, слабого словарного запаса приводит к тому, что у данной категории детей возникают проблемы с обучением, в результате не обеспечивается успешный старт в дальнейшем продолжении обучения, а ведь именно в начальной школе закладывается фундамент образования. Для решения данной проблемы необходимо введение в учебный процесс в начальной школе системы и технологий развития ассоциативной и зрительной памяти, которые относятся к мировым тенденциям развития образования (к 2002 году в США количество детей, занимающихся по данной технологии, получившей название «Хед старт», увеличено на 1 миллион человек). В настоящее время главной проблемой обучения в начальной школе является резкое снижение показателей детей в начале обучения и на выходе из нее. Анализ демографических показателей, изменения структуры занятости и финансово-экономических показателей российской семьи свидетельствует о постоянном снижении поступления в школу организованных детей, прошедших подготовку к ней в системе дошкольного образования. Несоответствие уровня словарного запаса, развития ассоциативной, зрительной памяти и современных требований к уровню подготовленности детей к обучению и дальнейшему его продолжению. педагогов: Противоречие между имеющимися современными эффективными технологиями обучения и их слабой реализацией, внедрением в системе начального образования, как из-за инертности, консервативности, так и недостаточного владения и применения их педагогами в обучении. По мнению преподавателей, для дальнейшего успешного обучения детей, приходящих из детских садов в начальную школу, из нее в среднее звено, недостает следующих качеств:
учителя1классов учителя5классов
- развитие речи 46% 70% - памяти 55% 53% - внимания 62% 33% - самостоятельности 48% 23% - познавательного интереса 24% 18%
Еще более низкие показатели имеют неорганизованные дети.
Ликвидация «провалов» в учебной деятельности детей на входе и выходе из начальной школы возможно на основе
- Технологии «Кольцо ускорения» и « Хед старт» (В.Н. Зайцева): - оптимального чтения; - развития зрительной и ассоциативной памяти; - развития мышления; - развития речи; - повышения грамотности письма, позволяющие за счет применения различных форм и средств в образовательном процессе обеспечить достижение учащимися необходимого и достаточного уровня для дальнейшего успешного продолжения образования.
Нормативное чтение обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично», а в средних - только на «тройку». Дело в том, что объем содержания учебного материала возрастает при переходе из третьего в пятый класс почти вдвое. Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учеников, кроме флегматиков, которые составляют, как правило, не более 6 процентов.
Разновидности чтения Количество слов в минуту Скорочтение более 300 Чтение в темпе скороговорки 180-300 Оптимальное чтение 120-150 Нормальное чтение 80-90 Закономерность осознания – единство двух сигнальных систем человека. Ее можно выразить и количественно известным соотношением ЮНЕСКО:15+25=65. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% - в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно – ассоциативная память – он может воспринять до и более 65% содержания информации.
Результаты внедрения технологий учащиеся: - Развитие оперативной памяти учащихся на 10-20%; - Развитие ассоциативной и зрительной памяти на 25%; - Повышение скорости чтения учащихся до 120-150 слов в минуту; - Увеличение словарного запаса детей на 50%; - Обеспечение осмысленного чтения и содержания текста. педагоги: - Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров начальной школы по использованию в образовательном процессе новых технологий обучения. Исследования показывают, что в возрасте 9 лет самооценка детей резко падает, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогенных для ребенка факторов и о том, что школьная организация в целом никак не ориентирована на создание для учащихся благоприятной эмоциональной атмосферы. С приходом в начальную школу, большая часть детей сталкивается с серьезными проблемами, что вызывает у них снижение самооценки, так как пребывание в ней рассчитано не на эмоциональное развитие, а лишь на развитие познавательное. В результате у детей, успеваемость которых в школе была невысокой, в последствии воспринимает период своего обучения, как период эмоционального стресса и ощущения неполноценности, сопровождавших их в школьной жизни. Современные данные свидетельствуют о связи между успеваемостью школьников и их представлениями о своих учебных способностях, носит характер взаимовлияния. Успехи в учебе способствуют росту самооценки, а самооценка, в свою очередь, воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. Таким образом, низкая самооценка подрывает уверенность школьника в своих силах и формирует у него низкий уровень ожиданий, а низкая успеваемость снижает самооценку. В результате у ребенка формируется представление о неспособности к чему-то, и он старательно избегает ситуаций, которые могли бы изменить его личное «я». Вместо того, чтобы направить усилия на преодоление своих неудач, он уходит от проблемы, и его неспособность закрепляется не только в сознании индивида, но и в реальности. Такие дети объясняют свои неудачи принципиальной неспособностью решать задачи такого рода, что характеризует у ребенка самоотрицание, которое может привести к росту тревожности и эмоциональным нарушениям. Все это вызывает у школьника более резкую самокритику, а это, в свою очередь, увеличивает неуверенность индивида в себе, ведет к депрессии, к дезадаптации личности, тормозит стремление к достижениям. Только применение новых технологий, к которым относятся «Кольцо ускорения» и «Хед старт», позволяют ребенку чувствовать себя комфортно в школе, стимулируют познавательный интерес и мотивируют к дальнейшему продолжению образования.
Елена Александровна, в пояснительной записке указано, что материал не публиковался, но 1 и 2 слайды имеют 100% совпадение с материалом соц.сети работников образования.Остальные я не проверяла. В чём Ваше авторство данного материала?
Елена Александровна, добрый вечер. Вновь знакомлюсь с Вашей работой. Из тех материалов, которые представлены на портале, я сделала вывод, что Вы презентуете инновационную технологию, а именно "Технологию совершенствования общеучебных умений и навыков в начальной школе". Материал интересный я думаю, не только для меня, но и для учителей начальной школы. При ознакомлении с материалом у меня возникли вопросы, на которые я бы хотела получить разъяснения. Если речь идет об инновационной технологии, то кто является автором, где данная технология проходила апробацию, её результаты. Вы презентуете "Технологию совершенствования общеучебных умений и навыков в начальной школе", но здесь же упоминаете и технологии «Кольцо ускорения» и « Хед старт» (В.Н. Зайцева). Какая между этими современными педагогическими технологиями взаимосвязь? Хотелось бы познакомиться с концепцией данных технологий или технологии. Какова процедура реализации представленных технологий? В чем преимущества и существуют ли риски реализации этих технологий? Есть ли результаты (опыт) реализации данных технологий в вашем ОУ или лично у Вас? Если же данный материал представлен в виде обзорной лекции для педагогов или как стимульный материал для профессионального познавательного интереса, то все равно бы хотелось узнать автора и концептуальные положения. Материал меня заинтриговал. Всегда "за" реализацию эффективных технологий в образовательном процессе, но валидных и надежных. Буду благодарна за рекомендованные источники. Спасибо.
Здравствуйте, Людмила. Данная технология проходила апробацию в нескольких ОУ города Тольятти, в том числе и моём с 2004 года.За основу конечно же, была взята технология В.Н.Зайцева. Руководителем данного эксперимента была Коростелева Е.Ю., педагог дополнительного образования. Вместе с ней мы составляли тренажные технологические словари, проводили семинары не только на базе нашего лицея, но и в других ОУ по вопросам организации обучения учителей подготовке младших школьников к развитию речи, повышению грамотного письма учащихся начальной школы и др. Большое место занимало отслеживание результатов по скорописи, скорочтению и быстрому счёту. Не поверите, работа кропотливая по подготовке тестов, текстов для проверки техники чтения, примеров для замера скости вычислений, но это стоит того. Результаты лицея по городу лучшие.В 1 классе мои ученики уже читали от 90 слов и выше. Писали дети быстро и грамотно.Переход в среднее звено не снизил успеваемости, адаптация прошла легко, все учащиеся чувствуют себя комфортно.Копии справок, результатов могла бы выслать вам на электронку, если пожелаете.Спасибо за проявленный интерес.
Доброе утро, Елена Александровна. Замечательно, что данную авторскую технологию вы апробировали, констатировали и фиксировали результаты. В своем пояснении Вы четко обозначили автора, место и время апробации, некоторые результаты. Это же опыт - опыт реализации инновационной технологии, которая, согласно документам, является эффективной. Данный опыт нужно позиционировать, причем не только в своем ОУ или городе, но и на уровне России. Причем, это замечательный материал для аналитического отчета при аттестации. Если Вы оформите документы с тем, что очень кратко пояснили выше (только в развернутой форме), Ваш опыт можно и нужно представлять педагогическому сообществу. Я думаю, что Вы подумаете над этим вопросом. Удачи Вам!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Кто сеет привилегии, пожинает революции. /К. Тилье/