« Рукодельница » образовательная программа для детей (направление деятельности: культурологическое)
07.07.2010, 13:43
Автор: Ольга (., .)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Разделы Содержание Полное наименование программы «Рукодельница» Руководитель Пермякова Ольга Анатольевна Рецензент Каневская Екатерина Васильевна Организация – исполнитель Дом детского творчества Адрес организации-исполнителя, телефон, факс 623030, п. Шаля, ул. Энгельса 56, т. 2-31-02 Ф.И.О., должность автора Пермякова О.А. педагог дополнительного образования -1 кв.кат География программы Программа реализуется на территории п.Шаля Целевые группы Постоянный состав группы – 1 человек, имеющие инвалидность, хронические заболевания, задержку психического развития. Цель программы Формирование первоначальных трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами декоративно – прикладного творчества. Направленность Декоративно - прикладная Срок реализации программы 2 года Вид Составительская Уровень реализации Дополнительное образование Уровень освоения Общекультурный Способ освоения содержания образования Репродуктивный, эвристический для основной части. Краткое содержание программы Познакомить с историей кукол, с традиционным русским костюмом. Развить интерес к традициям русского народа ( праздникам, играм и т.д.). Обучить изготовлению различных видов русских народных кукол.
«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»« К.Д. Ушинский Пояснительная записка
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами , - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами . Имея, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании»ст.2,5,10,14,16,20,50, Закон «Об образовании в Свердловской области»ст.14,18-22,35, Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» ст.23,24,25,43,Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные нормы.( Распоряжение Правительства РФ от03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях), такая категория детей имеет равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие , так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право. Назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, обеспечить развитие его потенциальных возможностей. Главное место в коррекционно – воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, в связи с этим у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит обучающихся перед необходимостью познавания материалов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи. В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально – трудовой адаптации обучающихся. Трудовая деятельность оказывает большое внимание на физическое развитие детей. В процессе труда у обучающихся улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведеньями и умениями. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда. Программа обучения ручному труду содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть обучающиеся.. Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий в музее – мастерской Дома детского творчества, Шалинского краеведческого музея с целью изучения окружающего мира . Программа является составительской. Разработана, с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося в соответствии с требованиями программ: «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Новоселова Н.А.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004, Сборник программ дополнительного образования «Социально – педагогическая поддержка детей» - Екатеринбург,2000, Сборник программ дополнительного образования социально – педагогического направления. Вып.3-Екатеринбург 2004, «Умелец» Гиззатуллина М.А. Набережные Челны,2006, «Чудо пластилин» Незаметдинова З.Ш . Набережные Челны,2006. Рассчитана на 2 года обучения, 2 часа в неделю, 72 учебных часов.
Принципы создания программы: Принцип гуманизма означает признание обучающегося ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом учебно- развивающегося процесса, позволяющим раскрыться ему как личность и получить социальное призвание, которое реализуется в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Принцип природосообразности. Отличительной чертой подросткового возраста необходимо учитывать возрастную , половую дифференцированную; законы природы при выборе содержания, форм, методов обучения и взаимодействия педагога и обучающегося, что позволит восполнить дефицит общения у обучающегося. Принцип культуросообразности – отражение культурных ценностей через содержание, формы и методы обучения. Создание среды, «Растящей и питающей личности» ( П. Флоренский). Принцип демократизма и сотрудничества реализуется на равноправном общении как обучающегося с педагогом, так и между детьми, что позволяет обучающемуся свободно мыслить, находить новые идеи и решения поставленные педагогом или самим обучающимся. Принцип включения личностив социально- значимую активную деятельность учит преодолевать психические барьеры и трудности, которые препятствуют активно развиваться и реализоваться. Принцип самореализации в творчестве позволяет обучающемуся раскрыть, развить и реализовать имеющиеся у него возможности и интересы. Принцип постепенного убывания помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности обучающегося.
1. Обучающая цель: Формирование первоначальных трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачи: Формирование интереса к декоративно – прикладным видам деятельности. Обучение обучающихся использовать в своей речи правильной терминологии, понятий и сведений. Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами. Формирование умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий. 2.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности. Задачи: Создание ситуации успеха Воспитание настойчивости в преодалении трудностей, достижения поставленных задач Воспитание аккуратности, ответственности за порученное дело Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности 3.Развивающие цели: развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами декоративно – прикладного творчества. Задачи : Развитие мотивации обучающегося к творческому поиску Развитие творческого мышления Развитие умений умственного труда ( запоминать, анализировать, оценивать и т.д.) Развитие умений организации учебного труда
Программа состоит из блоков: 1 блок – вязание крючком Вязание крючком является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходится в своем гардеробе без вязанных вещей. Ручные работы не выходят из моды, меняются лишь виды, элементы, украшения изделий. Блок по вязанию крючком включает в себя систематический курс знаний, навыков и приемов работы, она также дополнена темой по изготовлению изделий. . Приобщение к вязанию крючком – это и подготовка обучающегося в рамках ДДТ к будущей семейной жизни, формирование культуры одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств и воспитания, как усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкус, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему. Обучающий получает удовлетворение от выполненной работы, так как сразу видит ее результат. 2 блок – техника «Изонити» Развивает математические представления ( геометрические формы, ориентировка на плоскости) Сенсорное развитие (цветовое восприятие) Умственное воспитание (развитие абстрактного мышления, обучает плоскостному моделированию- умение составлять из окружностей и углов ( треугольников) изображения предметов и композиций, закреплять знания понятия «зеркальное изображение) Трудовое воспитание (владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью) Физическое воспитание ( развить мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения) Нравственное воспитание (воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность) Эстетическое воспитание ( познакомить с новым видом художественной деятельности. Воспитать эстетический вкус, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, умение пользоваться знаниями, на других видах деятельности ( вязание, вышивка) Речь. (развивать активной и пассивной словарь обучающегося, развивать объяснительную и доказательную речь, способствовать повторению словаря обучающегося математических терминов) 3 блок – Вышивка Сформировать знания по вышивке; по ручной вышивке; обучить выполнению заданий по образцу; научить самостоятельной оценке результатов работы; воспитывать эстетический взгляд. Готовить к будущей семейной жизни, прививая практические навыки работы с иглой, тканью, украшения одежды С помощью вышивки обогатить и разнообразить свой досуг. Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объеме, а предназначен для широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами обучающегося, для оптимизации обучения как начинающих, так и имеющих навыки и опыта вязания. Программа предлагает не только использование различных традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, но широкое использование фотографий, слайдов, литературы, периодики и новые формы работы. Это широкий обмен опытом, встреча с приглашенными специалистами, мастерами, участниками других детских объединений такого же профиля, экскурсии. Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность занятиям выполнять функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работе, сделают их более привлекательными для обучающихся и , главное, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.
Обучение включает следующие методы и приемы: 1.Стимулирование и мотивация: Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии); Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс) Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося) Дискуссии ( в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности) Эмоциональность ( яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора) Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок) Предъявление учебных требований Авансированный успех ( индивидуальный) 2.Занятия практические и теоретические как сациально - организованные методы обучения. 3.Индивидуальная работа 4.Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках. 5.Проблемно – поисковый метод: создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков , решений самоконструкция ( индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия) самостоятельная работа экспериментальные занятия по созданию новых идей. 6.Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата) 7.Диалоги, беседы ( на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.)
Система критериев и форма контроля Завершение работы по изготовлению изделий, участие в праздниках и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися детских объединений. Особенности программы: Отличие настоящей программы от существующих в данной области программ заключается в том, что одним из видом деятельности курса является новый вид ДПИ – «Изонить». Именно этот вид деятельности позволяет обучающемуся, самостоятельно вводить новшества в искусство изонити. Разработка блока «изонить» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых нарушена коррекция рук, т.е. для детей с ДЦП, с задержкой психики, поскольку развивает мелкую моторику рук и т.д., заставляет думать, доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах. Данная образовательная программа рассчитана на 2 год. Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка. Для детей 13 лет продолжительность занятий 40 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемый результат. 1 блок Знать :Историю ремесла Уметь. Правильно подобрать пряжу, крючок к выполненному изделию. Изделия должны быть аккуратными, чистыми, хорошо отглажены, связаны со вкусом. Выполнять простейшие виды изделий 2 блок Знать: математические представления Уметь: владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью, уметь составлять из окружностей и углов работы . Развить: развивать активной и пассивной словарь ,объяснительную и доказательную речь. 3 блок Знать :Историю ремесла. Уметь подбирать нити (мулине) по цвету. Выполнять: выполнению заданий по образцу; Обогатить и разнообразить свой досуг. Цели и задачи программы: Развитие интеллектуальных и социальных творческих способностей здоровья (ОВЗ) средствам ДПИ. Воспитание социально адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности ребенка Формирование познавательных интересов, расширение познавательного кругозора в области ДПИ. Готовить к будущей семейной жизни.
Увеличение количества часов ( п.5, 1 блок; п.4, 2 блок; п.3 3 блок) объясняется большим разнообразием выполненных изделий. 1Блок «Вязание крючком» 1 занятие . Введение Знакомство с работой в кружке, запись. Техника безопасности при работе с инструментами. Анкета . История вязания крючком. Рассматривание иллюстрации, методической литературы, готовые изделий. Понятие о цветовой гамме. 2 занятие Правила безопасности на занятии. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания крючком. Изучение схем и условных обозначений. Практические занятия. Основные приемы вязания крючком.: образование начальной петли, воздушной петли- цепочки, вязание образцов соединительных петель, Прибавление и убавление петель. 3 занятие Изучение схем и условных обозначений. Зарисовка условных обозначений основных приемов вывязывания воздушных петель и столбиков. Практическое занятие. Выполнение образца по схеме. Расчет петель для изделия. Подбор крючка и пряжи. 4 занятие Вязание цепочек .Картинки из вязанных цепочек. Столбики различного строения. Столбик без накида Петельный столбик с одним накидом Петельный столбик с двумя накидами Петельный столбик с тремя накидами Столбик с одним накидом и одной воздушной петлей Практическое задание: Узоры столбиками различного строения. Вязание образцов. 5 занятие Вязание изделий с применение различных видов вязания, Вязание изделий. Выбор эскиза, модели.: «Аквариум с рыбками», «Пчела» , «Веселые цыплята», «Куклы», « Летний букет», оконное украшение с тюльпанами, вазы, чехлы для табурета, кружева для отделки салфеток, носовых платков, сувениры, сумки. 6 Заключительное занятие. Оценка выполненных изделий, обсуждение деятельности обучающегося, отбор лучших работ на выставку. Выставка работ. 7 занятие Экскурсии в детские объединения по направлениям (вязание, вышивка, плетение на коклюшках) 8 занятие Экскурсия в Шалинский музей, музей – мастерскую ДДТ
2.Блок .Техника «Изонити» . 1 занятие Знакомство с работой в технике изонити. Рассматривание готовых работ в технике «Изонить», иллюстраций, литературы и т.д.. Техника безопасности при работе с инструментами 2 занятие Изображение углов. Последовательность выполнения углов. Грибок Домик Морковка Закладка Прямые углы 3 занятие Изображение окружностей. Последовательность выполнения окружностей. 4 занятие Выполнение работ: Мячик Снеговик Птица Девочка в сарафане Комбинированные работы 5 занятие Выставка работ 6 занятие Экскурсии в детские объединения по направлениям (вязание, вышивка, плетение на коклюшках)
3.Блок .Вышивка . 1 занятие Знакомство с вышивкой. История. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Рассматривание иллюстраций. Готовых изделий. Экскурсия в музей мастерскую ДДТ. 2 занятие Украшающие швы Шов «Вперед иголку» Шов строчка Стебельчатый шов Петельный шов Тамбурный шов Шов «петля в прикреп» 3 занятие Изделия с использованием швов. 4 занятие Выставка работ. 5 занятие Экскурсии
Тематическое планирование 2 года обучения
Увеличение количества часов ( п.5, 1 блок; п.4, 2 блок; п.3 3 блок) объясняется большим разнообразием выполненных изделий.
1 БЛОК «Вязание крючком» 1 занятие . Введение Анкета . Техника безопасности при работе с инструментами Рассматривание иллюстрации, методической литературы, готовые изделий. Понятие о цветовой гамме. 2 занятие Правила безопасности на занятии. Положение рук во время работы, продолжить изучение схем и условных обозначений. Практические занятия. Вспомнить основные приемы вязания крючком.: образование начальной петли, воздушной петли- цепочки, вязание образцов соединительных петель, прибавление и убавление петель. 3 занятие Изучение схем и условных обозначений. Зарисовка условных обозначений основных приемов вывязывания воздушных петель и столбиков (образцы). Практическое занятие. Выполнение образца по схеме. Расчет петель для изделия. Подбор крючка и пряжи. 4 занятие Узор в виде веера или ракушки Узор из столбика с накидом, столбик без накида и воздушных петель Узор в виде лапок Узор в виде рогаток Узор в виде зубцов Узор из листиков 5 занятие Вязание изделий с применение различных видов вязания, Вязание изделий. Выбор эскиза, модели.: Тапочки, Пинетки, Коврик «Лев»,пояс, вязанные игрушки. 6 Занятие Заключительное занятие. Оценка выполненных изделий, обсуждение деятельности обучающегося, отбор лучших работ на выставку. Выставка работ. 7 занятие Экскурсии в детские объединения по направлениям (вязание, вышивка, плетение на коклюшках) 8 занятие Экскурсия в Шалинский музей, музей – мастерскую ДДТ
Блок 2. Техника «Изонити» . 1 занятие Знакомство с работой в технике изонити. Рассматривание готовых работ в технике «Изонить», иллюстраций, литературы и т.д. Техника безопасности при работе с инструментами. 2 занятие Усложненные углы. Последовательность выполнения углов. 3 занятие Усложненные окружности. Последовательность выполнения окружностей. 4 занятие Выполнение работ: Комбинированные работы 5 занятие
3.Блок .Вышивка . 1 занятие Продолжить знакомство с вышивкой. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Рассматривание иллюстраций. Готовых изделий. Экскурсия в музей мастерскую ДДТ. 2 занятие 3 занятие Украшающие швы (образцы ). Изделия с использованием швов. Шов «Вперед иголку» «Пчела», « Бабочка»,«Грибы», «Роза», «Птица» Шов строчка «Земляничка», «Бабочки» Стебельчатый шов « Пейзаж», «Слоненок», «Лукошко с дарами природы» Петельный шов Контурные линии изделия. Тамбурный шов «Бабочки», «Божья коровка», «Грибы», «Рыбки» 4 занятие Выставка работ. 5 занятие Экскурсии
Условия реализации программы Материально – техническая база: Помещение , посадочное место. Рабочие материалы для вышивки, вязания, изонити. Наглядные пособия, готовые изделия. Внешние условия: Посещение выставок Участие в выставках Посещение детских объединений с такой же направленностью Посещение музея – мастерской ДДТ, Шалинского краеведческого музея. Изучение литературы по техникам.
Литература 1.Агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления: Методическое пособие/ Авт.- сост. Штырц Н.А. .- Екатеринбург. Объединение «Дворец молодежи»,2002 2. Вестник «Психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы» - М.: Редакционно – издательский центр Консорциума «Социальное здоровье Росси»,2001. 3.Введение в психологию/ Под.ред. А.В. Петровского.- М.: Изд-ий центр «Академия»,1998. 4.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для сред. Пед.учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина.- М.: Изд-ий центр «Академия»,1998 5.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений/И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова; под. ред. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. заведений/И.В. Дубровиной.- М.: Издательский центр «Академия»,1998. 6.Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. / В.Г.Степанова - М.: Изд-ий центр «Академия»,1997. 7.Психология доверия: Учеб.посоьбие для студентов.высш.пед.учеб.заведений./ Т.П.Скрипина - М.: Изд-ий центра «Академия»,2000 8.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.пед.учеб. заведений/Авт.сост. Е.ЕДанилова; под ред. И.В.Дубровиной.-2-е изд., стереотип._М.: Изд-ий центр «Академия»,1999 9.Специфика работы с детьми в учреждениях государственного воспитания. Методические рекомендации./Сост. Н.А.Штырц. – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи»,2004. 10.Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»./ Е.Е.Соколова. 3-е издание. М.: Смысл,1979 11.Цветовой игротренинг. Н.М. Погосова - СПб.:Речь,2005 12.Периодическая печать : 13.Журналы : «Школа и производство», «Лена»,»Валя- Валентина», «Девочки и мальчики», «Народное творчество»
Ольга Анатольевна, спасибо за работу. Представленный Вами материал очень хороший, информация о программе исчерпывающая, она очень полезна для работы с детьми с ослабленным здоровьем, что в современном обществе, к сожалению, встречается уже не редко. Однако проблема публикования этого материала состоит в том, что материал загружен не в архиве, как предусмотрено правилами публикации. Очень прошу Вас исправить это. В данном виде материал трудно читаем (текст не отформатирован), а значит плохо удерживает внимание читающего и отвлекает от той полезной информации, которую Вы любезно представили. Кроме того, необходимо указать: Наличие сведений об авторе: Фамилия, Имя, Отчество, занимаемая должность; Образовательное учреждение, населенный пункт;
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит. /Плутарх/