Каримуллина Валентина Эрнстовна МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Эссе «Счастливый дар - учить детей»
Счастливый дар - учить детей. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До основания, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия. (Б.Л.Пастернак)
Школа – это мастерская человечности. А учитель в ней мастер. Именно он каждодневным, систематическим трудом воспитывает в своих учащихся общечеловеческие ценности: веру, любовь, гуманизм, справедливость и благородство. От учителя во многом зависит успех воспитания. Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в создании величия своего дела». Я думаю любить ребенка – это естественно, это легко. Правда один из преподавателей в институте говорил, что невозможно любить чужих детей. Может, и нельзя, но а как же назвать те чувства, с которыми ты идешь в класс: желание увидеть своих воспитанников, обнять и успокоить их, дать частицу тепла, - не это ли любовь? И можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители? Я не боюсь слова «люблю» и стараюсь как можно чаще говорить детям : «Как я вас люблю», «Вы – лучшие». Настоящий учитель должен проявлять постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть последствия своих действий и слов. Мои наблюдения подсказали, что одна из главных проблем детей – неумение строить отношения внутри коллектива. Агрессия и жесткость стали проникать и в детскую среду. Не будем также забывать, что характер и поведение учащихся на 99% сформированы влиянием телевидения, видеофильмов и компьютерных игр. И очень часто, дети пытаются перенести виртуальные образы в реальную действительность, не осознавая их иллюзорности. Вытащить ребенка из этого виртуального мира является трудной задачей, стоящей перед преподавателем. Именно учитель призван жить рядом с другими, помогать ближнему. В этом ценность жизни. Радует то, что сегодня школа перестраивается на воспитание, в первую очередь, гражданина, труженика, семьянина – человека, живущего среди людей, а не просто специалиста с определенным объемом знаний и умений. Очеловечивание, нравственное воспитание должны пронизывать всю деятельность школы, преподавания всех предметов. Новые педагогические технологии (локально-модульная технология, игровая деятельность и т.д.), и психологическая служба в школе, и гуманизация образования призваны не только дать ребенку возможность комфортно чувствовать себя в стенах школы, но и помочь самореализоваться в современном обществе. Что это значит? Это значит, что мы сейчас должны ставить ребенка перед выбором, позволить найти ему свой путь, заложив в него любовь. Любовь – основное проявление нравственности. Любовь к жизни, к ближнему, как к самому себе, к окружающему миру, к великому чуду – Природе – без этого человек будет ущербен. Свобода мысли выливается в свободу личности в свободу творчества. Это значит, что обучение в школе должно быть построено на естественном для ребенка процессе творчества, процессе прохождения пути от собственной жизни, себя самого. У.А.Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Каждый человек по - своему велик. Он микрокосмос. Только у каждого свое предназначение. Говорят, что каждый рождается с Божьим поручением, поручение учителя – воспитывая детей, воспитывать любовь к Природе. Благодаря работе в школе, я пришла к выводу, что каждому педагогу необходимо разработать систему работы по воспитанию качеств личности в рамках модели выпускника начальной школы. В своей работе использую идеи педагогики сотрудничества. При этом между учителем и учеником устанавливаются доброжелательные отношения, вызывающие у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в собственных действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчужденности. Свою задачу в работе с детьми вижу в том, чтобы сделать «трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным», и тогда учеба в школе будет доставлять детям радость. Учитель начальных классов обязан научить детей осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоническому развитию младших школьников, раскрытию творческих способностей. На современном этапе развития российского образования современной начальной школе необходим учитель, владеющий информационными технологиями. Дополняя традиционные методы обучения современными информационными технологиями, можно снять остроту проявления некоторых противоречий, присущих классно – урочной системе обучения и создать условия для дифференциации образовательного процесса и продвижения каждого ребенка по индивидуальной образовательной траектории. Использование ИКТ в процессе обучения младших школьников на моих уроках происходит, как правило, двумя способами. Первый заключается в том, что монитор компьютера выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным. В частности, сочетание классического объяснения нового материала с электронными иллюстрациями существенно расширяет спектр способов предъявления информации. Закрепление изученного материала можно успешно сочетать с использованием электронных заданий для индивидуальной работы. Следует отметить, что проведение контроля усвоения знаний при использовании электронных материалов развивает самоконтроль и самостоятельную деятельность школьников по применению полученных знаний. Другим способом использования компьютера является моделирование содержания разнообразных учебных проблем самими учащимися. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируются творческая, учебно – познавательная деятельность. В данном случае выполняет роль компьютера. Очень важным в работе учителя я считаю еще на первой ступени обучения выявить интеллектуальный потенциал детей, определить их творческие способности и склонности к определенным предметам, развить и поддержать их интерес к учению, без чего невозможно успешное освоение школьных дисциплин. Осознав практическую значимость изучаемых теоретических вопросов, дети начинают проявлять подлинный интерес к учебе и связывать свои успехи в школе с перспективами, открывающимися перед ними после ее окончания. Учителя начальных классов должны формировать у детей сознательное (соответственно возрастным особенностям) отношение к учению, повышать их коммуникативную активность и самостоятельность, способствовать умственному, речевому и физическому развитию, что необходимо для дальнейшего овладения систематическими знаниями по предметам, для саморазвития и самовоспитания. Эти задачи решаются прежде всего на уроках, чему в значительной степени способствует содержание школьной программы, где большое внимание уделено вопросам развития мышления учащихся, умений применять знания в незнакомых ситуациях, самостоятельному поиску решения качественно новых задач. Большую роль в развитии интереса к тому или иному предмету играют, бесспорно, предметные олимпиады. Олимпиады по предметам – это не просто соревнования школьников в выполнении тех или иных внеклассных заданий, это – педагогическое мероприятие, призванное совершенствовать учебно-воспитательный процесс и усиливать интерес учащихся к определенному предмету. Олимпиада пробуждает у детей желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, как одна из форм учебной деятельности она положительно влияет на развитие личностных особенностей учащихся. Участвуя в олимпиадах, дети стремятся к самореализации, у них формируются навыки планирования и самоконтроля. Школьная олимпиада дает хорошую возможность педагогам во внеклассной деятельности продемонстрировать детям значимость изучаемых в школе предметов. Вместе с тем это своеобразный неформальный срез уровня и качества обучения, поэтому олимпиада может служить и элементом внутришкольного контроля. Итоги олимпиады дают богатый материал для работы школьной психологической службе, методическим объединениям. Наконец, (что не менее важно), олимпиада является массовым и увлекательным соревнованием, где от учащихся требуются не только глубокие знания по какому – либо предмету, смекалка, общая эрудиция, но и выдержка, умение сосредоточится. Учитель - необычный человек. Пусть труд его не сразу заметен, но согласитесь, будущее наших детей в большей степени определяет школьный учитель. Вновь и вновь перечитываю удивительно мудрые слова Николая Константиновича Рериха: «Ни один человек не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Вот кто мы есть и какая в нас сила! В руках педагогов будущее страны, ее процветание и могущество. А в сегодняшнее непростое время значимость работы учителя возросла еще больше. Благодаря энтузиазму и ответственности учительства школа живет, развивается и выполняет свое предназначение в обществе. Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает себя без остатка детям. Педагог – это самая беспокойная профессия. Она требует с первого шага – зрелости. И до последнего шага – бодрости и мужества на всем пути.
Уважаемая Валентина Эрнстовна, если Вы выставляете всю работу в окне "Полный текст материала" и в документе нет дополнений, в этом случае её можно не закачивать на сервер
Спасибо за работу, я думаю Эссе будет полезно нашим коллегам. С уважением Августина
Спасибо за работу! Интересные цитаты, учитель-личность, профессионал, человек...Всё объединяется в Вашей работе, и это здорово! По поводу 99% влияния - чьи данные? ( здесь в одной правовой работе были другие данные), возможно, нужна ссылка на источник, хотя форма эссе этого и не предполагает. Материал полезный.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом. /Пифагор/