Автор: Кирьянова Елена Брьевна (учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 11 п.Новотерский)
Цель экскурсии: развитие интереса к истории Великой Отечественной войны.
Задачи: 1. Используя материалы экспозиции «Великая Отечественная война» показать героические и трагические страницы истории Великой Отечественной войны. 2. Показать вклад жителей п.Новотерский в разгром фашистских захватчиков.
Текст экскурсии
1
1-й экскурсовод.Слово война- очень страшное слово. Война- это взрывы снарядов, бомб. это плач детей, седина матерей. Война- это смерть многих тысяч людей. Война- это еще и Память, Вечная и верная память. Память о тех, кто сражался на фронтах 2-ой мировой войны. Кто вернулся домой и кто не вернулся. Военные пути наших земляков- ветеранов пропахли порохом , овеяны ветрами и грозами. Наши земляки- солдаты. Они освобождали нашу Родину, освобождали и другие страны. Полем вдоль берега крутого Мимо хат В серой шинели рядового Шел солдат Шел солдат, тревог не зная Шел солдат, друзей теряя Часто бывало- шел из привала Шел вперед солдат Да, шел вперед, шел к Победе солдат И в 1945 году дошел до Берлина. 2-й экскурсовод.Наш клуб «Родник» при школьном музее работал над темой «наши земляки- ветераны Великой Отечественной Войны». Мы использовали материалы экспедиционных отрядов, а ребята из 9 Б класса оформили весь материал. Мы хотим вам о них рассказать. Старая военная фотография.
Сделана фотографом- любителем г. Берлин 8 мая 1945 года в 6 часов вечера после войны. На нас с фотографии смотрит Корытко Михаил Иванович, воздушный стрелок 724 штурмового полка, 11 авиакорпуса. Его путь лежал через Брянск, Великие Луки, Гомель, Бобруйск, Берлин. Частым гостем был он в школе при жизни. Вспоминая военные дни, он говорил: «Страшное это дело- война! Никогда я не привыкну к ней…» Трудный путь прошел он в те грозные годы. Чудом остался жив. Самолет был подбит, объят пламенем. Они смогли выпрыгнуть с парашютом уже почти над самой землей, попали в озеро, которое их спасло. А еще он вспоминал, как вывозили раненных детей- евреев из горящей Варшавы. Немецкие самолеты окружили их в небе. Мысль была у наших летчиков одна: «Спасти, спасти детей».Боевой путь этого человека описан в книге генерала армии Алтунина «Звезды над Вислой». 2
3-й экскурсовод.Григоров Сергей Иванович После войны работал водителем автобуса в ТКЗ№169. Награжден знаком отличного водителя. «В моей памяти - как вспоминал сам Сергей Иванович- навсегда мой последний, очень горячий бой на территории Германии. В эти «победные дни» я потерял в боях двух своих хороших друзей». Он прошел трудный военный путь. Освобождал Польшу, Венгрию. Дошел до логова фашизма- до Берлина. Был контужен, дважды ранен. 1-й экскурсовод. Сегодня мне хочется рассказать и о женщине, которая в войну прошла путь от Ленинграда до Берлина. Женщина и война- понятие жестокое. Женщина и семья, женщина и дети - это понятно. Но война несовместима с этим словом. Перед вами уникальный документ.
Это комсомольский билет военных лет. Он принадлежал Морозовой Ноне.Ей было 19лет, когда ушла добровольно на фронт. Защищала Ленинград. Военные дороги вели ее к Победе через Польшу, Венгрию. Свой путь она закончила в Берлине. Вот что я нашла в архиве школьного музея. Это писала Нона Александровна «На войне всегда страшно. Особенно, когда вокруг танки, самолеты, кровь. До сих пор помню, как погибли мои подруги: связистка Оля и медсестра Ирина. А еще помню, как встретили День Победы в Берлине. Столько радости и столько горя - ведь позади страшные военные годы и столько потерь».
3
2-й экскурсовод. Евстратов Федор Сергеевич
Работал в ТКЗ№169 в кончасти. Ему только исполнилось 17 лет, когда началась война. Сколько трудных военных дорог… Был ранен… Победу встретил в Берлине. На вопрос, что такое война он отвечает так: «Война- дело страшное… Но мы, молодые, рвались в бой первым. Был ранен в ногу. Потерял много друзей, однополчан. Война давно прошла, а все проклятая снится по ночам. Да и раны болят».
3-й экскурсовод. Много можно рассказывать о замечательном человеке, который защищал Ленинград в те страшные блокадные дни. 900 дней блокады. Особенно тяжко переносилась зима. Холод и голод. Воды нет. Продовольствия мало. Наши солдаты помогали ленинградцам всем чем могли.
Как вспоминал сам Федор Михайлович, стоял лютый мороз. Женщины и дети стояли в очереди, чтобы по карточкам получить хлебный паек. Несколько детей, голодные и холодные, упали в обморок. Солдаты, увидев это, на руках отнесли детей домой, и отдали им свои пайки. Очень часто солдатам приходилось отдавать свой хлеб, сахар, тушенку. Военная судьба привела майора Лазариди и в Прибалтику. Не мог без слез рассказывать ветеран о том, как они освобождали детей из концлагеря. На всю жизнь запомнил он тот момент, когда они открыли двери камер и крикнули: «Дети, выходите». Никто не вышел. В камерах стояла мертвая тишина. Тогда солдат один громко сказал: «Мы свои, свои. Смотрите звездочка на шапке». И только тогда голодные, и больные дети встали и кинулись обнимать солдат. А один мальчик все бегал, искал, свою сестричку «Надя, где Надя». Но Нади уже не было в живых. Ее сожгли в газовой камере». Рассказывал солдат об этом, а из глаз текли слезы. И такое желание было у всех солдат «Победить! Добить врага!» Он дошел до Берлина. 4
1-й экскурсовод. Заключение
Эти люди заслужили нашу любовь, уважение, память. Молчат фотографии и молчат их личные вещи в музее. Помолчим и мы.
Список литературы. 1. Фотографии из архива школьного музея МБОУ СОШ № 11 п.Новотерский. 2. Воспоминания Корытко Михаила Ивановича, Григорова Сергея Ивановича ( материалы школьного музея)
Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо за предоставленный материал. Для патриотического воспитания наших учеников такие виды работы просто необходимы. Я уверена, что Ваша экскурсия имела огромный успех у ребят. Ведь они провели поисковую работу, узнали о боевом пути своих земляков, об их вкладе в Великую Победу, оформили материал и провели экскурсию. Но позвольте Вам задать несколько вопросов: 1) экскурсия по одному сценарию проводится и для 3-го класса и для 11кл.? 2) экскурсия проводится 40 мин, но по предоставленному материалу - это максимум мин.20! Может Вашу экскурсию «оживить» • воспоминаниями земляков, записанными на магнитофон (если они живы или рассказом их родственников) • рассказом об экспонатах - кому принадлежала эта фронтовая фляжка, планшет, форма • подобрать достойные стихи перед рассказом о каждом герое Мне кажется, что это сделает экскурсию более эмоциональной. Но это лишь моё субъективное мнение. С уважением, Ольга Ивановна!
Спасибо. Наша экскурсия проходит в школьном музее, где есть и другие экспонаты о войне на которые мы обращаем внимание, после экскурсии дети могут походить по музею и еще все внимательно посмотреть и конечно звучат военные песни и стихи.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Существует поразительная возможность овладеть предметом математически, не поняв существа дела. /А. Эйнштейн/