Уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, как Вы готовите своих детей на конкурсы чтецов? На что обращаете внимание? Как проходит подготовка? С уважением, Юлия.
Уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, как Вы готовите своих детей на конкурсы чтецов? На что обращаете внимание? Как проходит подготовка?
Юлия! Рады, что Вы заглянули к нам "на огонёк"! Спасибо Вам за интересный вопрос. Надеюсь, что коллеги-филологи примут участие в его обсуждении, поделятся своими "секретами".
Скажите, пожалуйста, как Вы готовите своих детей на конкурсы чтецов? На что обращаете внимание? Как проходит подготовка?
Юлия! Это такой больной вопрос! Каждый год при подготовке к подобным конкурсам кажется, что всё-всё учитываешь, но на деле... Мне кажется, что оценка конкурса чтецов самая субъективная оценка из всех конкурсов. А если по опыту: ребенок - чтец должен быть абсолютно без дефектов речи ( хотя взять знаменитых актеров, например, Садальского!), при чтении не приветствуется жестикуляция, не говоря уже о хождении по сцене( все эмоции только через мимику), внешний вид чтеца, ну и сама техника чтения. Последнее - сплошной субъективизм. Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ещё ученик. Б. Тойшибеков
Мне кажется, что оценка конкурса чтецов самая субъективная оценка из всех конкурсов.
Ольга Семёновна! В этом я согласна с Вами. Да и в любом другом конкурсе присутствует субъективизм.
Quote (Ольга_Семёновна)
Каждый год при подготовке к подобным конкурсам кажется, что всё-всё учитываешь, но на деле...
Ольга Семёновна! Расскажите, пожалуйста, как у Вас проходит подготовка к Конкурсам чтецов. Всегда ли Ваши учащиеся с удовольствием участвуют в конкурсах? Приходится ли их уговаривать? Как-то стимулируете участие детей в подобных конкурсах?
Сама обстановка, сложившаяся в школе в последние несколько лет с введением стимулирующей части оплаты труда, в буквальном смысле слова заставляет проводить как можно больше подобных конкурсов. За учебный год мы их проводим дважды. Первый раз в октябре, в неделю русского языка и литературы, в качестве отборочного тура на муницмпальный этап конкурса по теме, объявленной в крае . Этот этап обычно проводится в период осенних каникул, ну или чуть позднее. Второй конкурс ( апрель - май) мы проводим только в рамках школы. В прошлом году он был посвящен, конечно, Дню Победы, а в этом году выбрали школьную тему.Как-то вопросов участия в конкурсах чтецов у нас не возникает. Многие дети читают хорошо, участвуют в подобных конкурсах с 5-го класса ( с начальной школой мы в этом направлениии не сотрудничаем). Участвуют дети с удовольствием. Чаще всего вначале проводим конкурсы внутри класса. А на школьный конкурс приходится ограничивать участников от каждого класса: так много желающих, особенно в 5-7 классах. Каждый учитель работает со своими учащщимися индивидуально. Иногда выставляем литературно-музыкальные композиции ( это тоже одна из номинаций конкурсов разных уровней). А стимулируем оценками по литературе, грамотами и благодарностями за участие. Никто не в обиде. Я руковожу ШМО и настояла на том, чтобы жюри таких конкурсов было независимое. Наши дети каждый год принимают участие в краевом этапе конкурса чтецов. Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ещё ученик. Б. Тойшибеков
Сообщение отредактировал Ольга_Семёновна - Четверг, 24.03.2011, 15:39
при чтении не приветствуется жестикуляция, не говоря уже о хождении по сцене
Вот тут я не могу с Вами согласиться Хождение - это, конечно уже не дело, а вот артистичная жестикуляция лишней не бывает. У меня девочка в классе, как начинает читать, прям вся перевоплощается, словно живёт в произведении, так что ж, надо приковать ей руки по швам? Кстати, на последнем мною посещенном конкурсе победила девочка, у которой были и декорация лесной поляны и скакала она по сцене так, что мы и слов то не слышали, как жюри её смогли оценить ума не приложу Руководитель МО сказала, что теперь приветствуется творческий поход. А мне вот не очень понятно, что оценивают - чтение или театр "Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь. Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав." Мэри Кэй Эш
Коллеги, спасибо огромное за ответы! В общем, поняла одно - победит тот, кто просто вызовет симпатию. В принципе, в нашей школе мне так и сказали (конечно, "на ушко"). Ну и плюс отношение администрации к учителю.
Ольга Семеновна, у нас в школе тоже ведется такая же работа, как Вы и написали. Только побеждают одни и те же, ученики одних и тех же учителей. Наши малыши еще верят в чудеса, а вот ребята постарше все уже понимают. Их на эти конкурсы и не затащить.
И про жестикуляцию тоже неясно. Вот в прошлом году мне сделали замечание, что моя ученица жестикулировала, а она сама такая эмоциональная, не я ее так учила. А в этом году победила девочка, которая руками туда-сюда махала, причем невпопад. Зато она "очень миленькая".
Уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, как Вы готовите своих детей на конкурсы чтецов? На что обращаете внимание? Как проходит подготовка?
Юлия! Я хотела бы продолжить начатый разговор. В прошлом учебном году у нас в школе проходил Конкурс чтецов произведений о ВОВ, посвящённый 65-летию Победы. Мною была составлена подборка стихотворений о войне. Сначала учителя раздали стихотворения детям, учащиеся выучили стихотворения, потом была проведена кропотливая работа с учащимися над выразительным чтением. Из каждого класса были выбраны лучшие чтецы, которым была предоставлена возможность выступить на праздничном вечере. Все ребята очень старались! Конечно, некоторые перед большой аудиторией растерялись, потом сильно переживали по поводу своих "провалов". Учителя всячески поддерживали своих учеников. Очень важно вселить в ребят уверенность в собственные силы. И тогда эти маленькие неудачи не остановят их на достигнутом. Мой ученик прочитал на вечере стихотворение собственного сочинения. Выступил очень достойно! Мы с коллегами решили отметить всех финалистов Конкурса: каждый получил Грамоту за участие в Конкурсе чтецов, сладкий приз и хорошую оценку по литературе. Обиженных не было!
Скажите, пожалуйста, как Вы готовите своих детей на конкурсы чтецов? На что обращаете внимание?
Конечно, эта работа должна проводиться постоянно. На уроках литературы мы, филологи, работаем над развитием у учащихся навыков выразительного чтения. К сожалению, я часто сталкиваюсь с тем, что учащиеся, переходя из начальной школы в среднее звено, в 5 классе очень плохо читают (в прямом смысле этого слова). Что же говорить о выразительности чтения?! Это замечание не в укор Вам, уважаемые учителя начальных классов. Просто почему-то так получается! Я стараюсь, чтобы на уроках литературы звучал художественный текст, чтобы дети больше читали вслух. Ребятам очень нравится работать в парах. Иногда прямо на уроке устраиваем мини-конкурсы чтецов: учащиеся читают стихотворения, оценивают своё чтение и чтение стихотворений своих товарищей. Эта работа тоже бывает очень полезна. Обязательно перед чтением работаем над стихотворением, определяем, какие чувства звучат в произведении, размышляем о том, как надо читать стихотворение. Образцовое чтение стихотворения учителем, прослушивание записей произведений в исполнении мастеров художественного слова - интересные приёмы работы над выразительностью чтения учащихся. Большая подборка аудиозаписей представлена на сайте "Старое радио": http://www.staroeradio.ru/ На сайте в прямом эфире можно слушать радиоспектакли, оперетты, детские сказки, басни, литературные чтения, стихотворения, а также на сайте можно найти свыше двух с половиной тысяч старых музыкальных произведений.
Вот тут я не могу с Вами согласиться Хождение - это, конечно уже не дело, а вот артистичная жестикуляция лишней не бывает.
Августина, да это не мои правила, я тоже с ними не согласна. Но это из практики подготовки чтецов и участия в краевом конкурсе.
Quote (YuliaG)
Только побеждают одни и те же, ученики одних и тех же учителей. Наши малыши еще верят в чудеса, а вот ребята постарше все уже понимают
Юля! Вот для этого и нужны независимые эксперты. Никаких словесников в жюри! У нас тоже раньше всякое было: более маститые учителя давили на других. В итоге ученики этих учителей побеждали. А сейчас другие правила, я думаю, что честные. В каждой школе есть педагоги, умеющие держаться на сцене и имеющие сценический и чтецкий опыт. Вот их и в жюри. Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ещё ученик. Б. Тойшибеков
Лариса Михайловна, спасибо огромное за ссылочку! Обязательно изучу!
А по поводу того, что плохо читают - это да! Думаю, Вам тоже знакома ситуация, когда "мы боремся за каждого ученика" и "двойки мы не ставим"! Так и тянем до 4 класса, а потом и до 11. А все потому, что сейчас вообще ценность книги упала. Компьютер - это ДА! А вот книга - это уже в прошлом. А жаль. Я стараюсь с детьми чаще читать. И на уроках, и в продленке. А еще в начале 2 класса заводим читательские дневники. Самые активные читатели поощряются грамотами. Тоже все довольны!
Я стараюсь с детьми чаще читать. И на уроках, и в продленке. А еще в начале 2 класса заводим читательские дневники. Самые активные читатели поощряются грамотами. Тоже все довольны!
Значит, Юлия Михайловна, мы с Вами движемся в правильном направлении!