Как у вас в первом классе обстояло дело с оценкой работ учащихся. Понятно , что по ФГОС мы ушли от традиционных рамок оценивания. Допускали ли вы какие-то записи (молодец! старайся писать лучше! и т.д.)Нам на курсах рассказывали, что мы не должны такого делать. И как оценивать устные ответы? Lusen
Сообщение отредактировал dmitruk30 - Среда, 01.08.2012, 09:43
Мне кажется, что совсем отойти от этого трудно - пока что у детей и особенно у родителей устаревший взгляж на оценки - они хотят получать сразу понятный им результат. Мне кажется, что система оценки текущих работ - это самое сложное - до сих пор не разобралась с этим. У нас не было еще ФГОС, поэтому могла делать что угодно (кроме оценок в числовом выражении), у меня были "кирпичики знаний" - прямоугольнички цветной бумаги - которые дети получали за любой успех или труд: сделал больше заданий, чем нужно - получай кирпичик, написал красивее, чем обычно - кирпичик, сделал доклад - 5 кирпичиков, участовала в проекте - 10 и т.п. В конце года дети из кирпичиков складывали крепости знаний - тут уж фантазия родителей проявилась :))) А по крепостям можно отследить активность ребенка и его аккуратность - не терял ли он свои кирпичики в течение года :)))Кстати, идею взяла где-то здесь - в изюминках, кажется. В прошлом году мы с первоклассными учителями немного изменили - завели альбомы и кирпичики по цветам и по предметам. Дети, собранные за неделю кирпичики вклеивали в альбом - просто рядами или узорами (дополнительно развитие тоже) - в конце недели учитель или родители подсчитывают по предметам, в конце четверти общий итог вносится учителем в таблицу сборную, потом по итогам года - это позволяет отследить, в каких предметах ребенок более успешен, а какие западают, где ему интереснее, а на какие обратить внимание, а еще можно составить индивидуальный рейтинг успешности и активности - у кого-то кирпичиков больше, у кого-то меньше. Можно составить диаграмму по итогам каждой четверти и отследить рост и спад активности в течение года по предметам - тоже о многом говорит. Кирпичики - это реальная награда за труд, в отличие от абстрактных процентов и баллов, которые малышу трудно пока понять. Но это, конечно, не идеал. В идеале, конечно, лучше, когда ребенок сам себя оценивает по критериям и получает общий балл, процент, который не имеет отношения к привычной нам оценке. В 1 классе критерии, наверное, составляет учитель. А со 2-го ученики уже могут принимать участие, потому что будут уже понимать, как оценивать свой и чужой труд. В ПЗ вроде в новых тетрадях уже предусмотрена процентная оценка, но я не видела. Очень удобно. Августина писала об этом. Интересно еще изучить опыт "Школы 2100", вот думаю, нельзя ли как-то подогнать под другие УМК?
Какая интересная идея - эти кирпичики! Обязательно возьму на заметку. Моя коллега, в прошлом году, работая в первом классе, "завела"на каждого ученика домик, который каждый ребенок заполнял также кирпичиками. Получил за урок кирпичик- заполнил домик. Было видно, как некоторые дети переживали за недостаток кирпичиков в своих домиках. А вот, если домик можно будет сложить самому- я думаю это больше подогреет интерес у детей Lusen
Коллеги, вот если честно, то не понимаю особой разницы между домиками, кирпичиками. солнышками, улыбками... и отметками! Ведь и дети, и родители все наши ухищрения переводят в отметки. Получил кирпичик, мама хвалит:"Это ты получил сегодня "5".. Не получил? Мама: "Плохо! А вот Вася получил!" Тогда к чему эти все заморочки? Увлекаться самооценкой я бы тоже не советовала. Адекватную ли мы получаем картину, самооценка у ребенка адекватна ли? Не занижена или завышена? Не спорю, что нужно и важно уметь себя оценивать, но не надо умалять и забывать про оценку со стороны. Ведь по жизни очень важно уметь прислушиваться к критике, ко взгляду на тебя со стороны... Вообще, я думаю, что данный вопрос "как правильно оценивать учебную деятельность учащихся" западает в современном образовании. Никак ученые не подведут научно-обоснованную теорию под действительность и не выдвинут критерии этой оценки. Всех кидает из крайности в крайность. То отметки запретили, то красную пасту, то не ставить "2" в дневниках сентябрь-октябрь, то не писать даже никаких замечаний, то кое-где уже опробируют 10-ти бальную систему оценивания.. Кто во что горазд! Друзей мы выбираем сами, лучших друзей дает нам время !!!
Тут ведь важно было, что любой ребенок может показать себя в каком-то виде деятельности: плохо читает, но, может быть, хорошо рисует. Т.е. у каждого есть шанс получить свой кирпичик, можно даже ввести и за хорошее поведение. Вот вел себя отъявленный хулиган целый урок хорошо - получил кирпичик :))) К примеру :))) В принципе поощрительная система и подготавливает к критериальному оцениванию, если дети заранее будут знать, за какие заслуги они могут получить кирпичик, т.е. стремиться к нужному результату. Главное, чтобы в течение года у детей не было много возможностей сравнивать количество и хвастаться успехами перед теми, у кого так хорошо не получается. Они, конечно, будут их считать и рассказывать одноклассникам, но чтобы это не было явно. Т.е. не нужно вывешивать их перед всем классом. В альбомах или кармашках, дома, но не перед всеми. Иначе будут пострадавшие.
Мама: "Плохо! А вот Вася получил!" Тогда к чему эти все заморочки?
А проценты? Мама: "Ой, ты много набрал процентов, молодец!", "Ой, ты почему так мало набрал? Вася лучше тебя пишет, безобразие!". Какая разница? Пока родители не поменяют отношение - результат будут один и тот же. Как объяснить ребенку, что он успешен, если мама все равно его сравнит с соседом? Никакие новые системы оценки не помогут, если мама не понимает, для чего это. А ребенку важен результат, награда за его труд. Попробуйте не оценивать вообще - вон даже слово "Молодец!" написать нельзя - большинство детей, не имеющих высокого уровня учебной мотивации, просто перестанет учиться - зачем стараться, если тебя даже не хвалят и маме показать нечего? Я же говорю, что эта система не совершенна. Но чтобы там ни придумывали - это все для учителей, для документации и статистики. А для детей что? Покажите, помогите, я с радостью откажусь от этих кирпичиков. Другого метода я пока не нашла, к сожалению... По личному опыту могу сказать, что это стимулировало детей выходить за рамки обязательных заданий, стремиться к чему-то большему, дополнительному... А это уже плюс.
Адекватную ли мы получаем картину, самооценка у ребенка адекватна ли?
Вот именно. Единицы оценят себя объективно. На самом деле, наверное, оценке надо посвятить отдельный урок в расписании Потому что за 5 минут объяснить, как надо оценить, разобрать критерии, проверить каждого (и прямо сразу, а не завтра), объективно ли оценил он себя, объяснить каждому (!), где он не совсем прав - и все это в 1 классе! - невозможно! Да еще и придумать критерии вместе с детьми :))) И не факт, что он поймет. Да еще параллельно учить оценивать работу соседа объективно. Совершенно точно, что все красиво только в теории, а по факту? Это самая трудная тема во всем ФГОС.
любой ребенок может показать себя в каком-то виде деятельности: плохо читает, но, может быть, хорошо рисует. Т.е. у каждого есть шанс получить свой кирпичик
А разве так не было раньше? Почему нельзя вместо кирпичика ребенку поставить обычную "5"?
Quote (chaika)
Вот вел себя отъявленный хулиган целый урок хорошо - получил кирпичик :))) К примеру :)))
А разве секрет, что отъявленным двоечникам, которые раньше в диктанте делали по 30 ошибок, а потом, вдруг, сделали 15, внимательный и небездушный учитель ставил"3".. Но при этом, объяснял ПОЧЕМУ... Так и хулигану, написать в дневник "молодец" за работу на уроке.. Так мы и работали.. Друзей мы выбираем сами, лучших друзей дает нам время !!!
А разве секрет, что отъявленным двоечникам, которые раньше в диктанте делали по 30 ошибок, а потом, вдруг, сделали 15, внимательный и небездушный учитель ставил"3".. Но при этом, объяснял ПОЧЕМУ... Так и хулигану, написать в дневник "молодец" за работу на уроке.. Так мы и работали..
Честно, я не понимаю, почему нельзя... Но кто нас спросит? Почему нельзя в прописи написать "молодец" тому, кто превзошел себя? Да, это еще не пятерка, но уже "молодец". Что в этом плохого, в словесной оценке? А нельзя. Я правда, каюсь, пятерки ставила в 1 классе - в тетрадях, в "дневниках", если действительно есть за что. Другие оценки не ставила, чтобы обидно не было. А пятерка - это награда. Может, не права, закон нарушала, но дети старались эти пятерки получить, чем не формирующее оценивание?
Лариса, аналогично. Ставила, ставлю и буду ставить и "молодец", и "5"... Взрослые работают и получают за труд свои кровные денежки. Получают, и сердце радуется, когда идут домой с зарплатой.. (Тут я исключаю учителей, воспитателей и еще некоторые слои населения).. Но почему-то, какой-то дядя или тетя решили, что дети должны трудиться за просто так! А ведь учеба - это еще тот труд! Друзей мы выбираем сами, лучших друзей дает нам время !!!
Получают и сердце радуется, когда идешь домой с зарплатой..
Я это же хотела написать. Только вчера читала книжку по воспитанию для родителей и там тоже написано, что детям просто НЕОБХОДИМО подкрепление, и часто именно вещественное, их желания что-то сделать и качества результата. Не деньги, естественно, но то, чем они могут похвастаться. Конечно, многим хватает и доброго слова, но не всегда. Просто надо наблюдать за ребятами, понимать, кому что надо и в какой форме. Те дяди и тети в теории все описывают красиво. Но вот мы с вами выросли - разве не умеем оценить свою работу? Умеем. При этом росли на оценках с 1 класса. Адекватные люди в общей массе. Можно же все совместить, правда? Надо только подумать, как Пока пытаюсь вводить разные методы оценивания, но еще не нашла эффективный. По-моему, секрет все же в разумном сочетании всех методов. Вот во 2-4 классах проще: там уровни качества работы четко связаны с баллами и критерии легче подогнать под баллы. А в первом как быть?
А в первом классе, я считаю, очень многое портят родители... Такой прессинг выдерживают дети с их стороны.. И учителю очень важно таких родителей сразу найти и проводить с ними пояснительную работу. У меня сейчас учится девочка. Мама с папой закончили школу с золотыми медалями, и они другого не представляют, чтоб их чадо училось не на отлично. А девочка слабенькая по здоровью, подверженная сильному влиянию со стороны, неуверенная в своих силах. А тут еще вечная боязнь получить не "5" Вот и трясется, как осиновый листок у доски! Сколько было бесед с мамой, папой!!!! Разговоры переходили просто в спор! Маму переубедила, папу никак! Теперь воюем с папой! А время-то уходит! Характер у девочки костенеет и костенеет! Неуверенность в своих силах растет и растет! В школе ей говорят одно, а дома наседает папа! Друзей мы выбираем сами, лучших друзей дает нам время !!!
Вот-вот! Проблема в головах. У меня есть мама, для которой пятерки - престиж, перед соседями хвастаться, и не важно, что у ребенка тревожность, поощряемая мамой - раз, отсутствие всякого желания учиться, ей неинтересно ничего, кроме выступления на сцене, что у нее тоже плохо получается, но мама уверена в таланте - два. А маме нужно быть первой... И идет война за оценки, с применением тяжелой техники и нечестных методов вроде насылания комиссий на меня, если маме что-то не нравится, не те оценки, которых она ждет. При этом чтобы напрячься и помочь ребенку заработать то, что маме хочется - нет, дел у нее много, чтобы с ребенком сидеть. Хочется ничего не делать - и получить золотую медаль. Ребенка жалко, но мама явно не в адеквате, ей не нужны знания, ей нужны оценки. Когда у ее дочки оказалось кирпичиков меньше, чем у некоторых других ребят, она начала подозревать их в нечестности, что типа сами кирпичей нарезали :))) Вот и объясняй ей что-то про формирующее оценивание, критерии, личностные результаты и т.п. :))) Адекватные родители это понимают, но у них и дети адекватные - тоже все понимают, знают свои плюсы и минусы. Но многих надо переубеждать долго и нудно и все равно не поймут... Если родители считают своего ребенка самым-самым лучшим во всем, то какая самооценка будет у ребенка?
И идет война за оценки, с применением тяжелой техники и нечестных методов вроде насылания комиссий на меня, если маме что-то не нравится
Quote (chaika)
Когда у ее дочки оказалось кирпичиков меньше, чем у некоторых других ребят, она начала подозревать их в нечестности, что типа сами кирпичей нарезали
Упаси, Господи, от таких родителей!!! Лариса, сколько тебе еще с ней воевать? Терпения тебе и мудрости с такой маманей! Только, может битву-то она эту и выиграет, но вот войну проиграет и, как итог, - потеряет дочь! Друзей мы выбираем сами, лучших друзей дает нам время !!!
Светлана, знаете, она ведь войну такую ведет, что другие дети страдают, может за дверью класса стоять меня обсуждать при детях. Не важно, что обсуждает - родители адекватные все правильно понимают, страшно, что при детях, а они внушаемые. У детей появились школьные страхи, которые они не могут объяснить - психолог беседовала с детьми. Мы ничего не могли понять. Заподозрили, что детям внушается, что они должны меня бояться и т.п. Именно у тех детей, которые тесно с этой дамой общаются. Когда их спрашивали, тесты проводили - оказывалось, что дело не во мне. В общем, я решила пожертвовать ее дочерью, чтобы спасти других. Пусть успокоится, получит свои пятерки, за которыми ничего не стоит, но другим детям не вредит. Просто стараюсь не привлекать внимания других детей к ее оценкам и заставляю ее заработать пятерки хоть как-то, раз уж они ей нужны. Может, я не права, может, мне не хватает каких-то педагогических талантов, но я тоже человек, а когда в твой класс приходит комиссия по правам человека - это не смешно. Правда, комиссия удивилась, зачем их прислали, дети так здорово работают с учителем, такой замечательный урок (я не знала об их визите и специально не готовилась, даже не знала, что они по правам человека), никто никого не боится, наоборот все очень душевно - это же сразу видно, если дети запуганы. В общем, не получилось у нее меня поймать. Только не понимаю, чего она добивалась? Вычислить, что это она, было очень просто. Запугать хотела? Она и родителей мне перессорила - в 1 классе чуть война не началась между папами. За два года - два сильных стресса она мне устроила. Осталось еще два года - надеюсь, что она успокоится. Все равно ее жизнь ничему не учит, к сожалению.
Сообщение отредактировал chaika - Среда, 01.08.2012, 23:06