Всем добрый день.Спасибо за доп.ресурсы по подготовке род.собраний.Может, кто-то поделится идеями, предложениями по профориентационной работе?Являюсь классным руководителем 9 класса.Буду очень признательна.С уважением Одинцова Альга Александровна.
Посчитала нужны, выделить эту тему в отдельную ветку У нас в школе каждые год проходит месячник по профориентации, сразу начинаем ломать голову и выдумывать что и как сделать, придумать Буду очень рада идеям и предложениям А пока то, что нашла на просторах инета, надеюсь будет полезно Схема направлений деятельности. Месячник профориентационной работы
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками. Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся: - сформировать положительное отношение к труду; - научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) Основными направлениями профориентационной работе в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. Профессиональная консультация. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся. Что касается форм работы, то это могут быть: - профориентационные уроки; - экскурсии; - классный час по профориентации; - встречи со специалистами; - профессиографические исследования; - родительские собрания по профориентационной тематике и т.д. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: 1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с потребностями общества в кадрах). Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению. ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
1-4 классы 1. Мир моих интересов. 2. Все работы хороши - выбирай на вкус. 3. Профессии наших родителей. 4. О профессиях разных, нужных и важных. 5. Путь в профессию начинается в школе. 6. Моя мечта о будущей профессии. 7. Труд на радость себе и людям.
5-8 классы 1. Мир профессий. Человек-техника. 2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. 3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую. 4. Мир профессий. На страже закона. Встреча. 5. Мир профессий. Книга-выставка. 6. Мир профессий. Электронные помощники. 7. Астрономия наших дней. Экскурсия в планетарий. 8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.
9-11 классы 1. Познай самого себя. 2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. 3. Профориентация и медицинская профконсультация. 4. Мотивы выбора профессии. 5. Психологические характеристики профессий. 6. Они учились в нашей школе. 7. Выпускники школы-учителя. 8. Профессии с большой перспективой. 9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека. 10. Что век грядущий нам готовит? 11. Труд и творчество как главный смысл жизни. 12. Сотвори свое будущее. 13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
"Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь. Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав." Мэри Кэй Эш
Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору Данная методика является вариантом известной методики Л.Н.Кабардовой, направленной на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Эту методику могут использовать как профессиональные психологи, так и другие педагоги. Она помогает не только определить, насколько школьник готов к профессиональному самоопределению, но и сформулировать направления для его дальнейшего развития. Данная методика имеет ценность, прежде всего, рефлексивную. Анализируя результаты по данному опроснику, он может понять, чего ему не хватает для того, чтобы сделать осмысленный профессиональный выбор. Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии. Проводить методику можно в групповой форме, то есть, на всем классе сразу. Если возникнут некоторые вопросы технического плана, их можно разрешить, обратившись к школьному психологу, но обычно сложностей не возникает.
Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению
Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с вопросами и вариантами ответов на них. В каждом пункте выберите тот, который, по Вашему мнению, наиболее подходит для Вас. Бланк методики и инструкция
Учащийся _____________ школа ______ класс ____ Жизненный план и профессиональное намерение 1. Я осознаю смысл и цели своей жизни: 1.1 – четко, ясно; 1.2 – нечетко; 1.3 – отсутствует (смысл). 2. Мое отношение к различным видам труда, работы: 2.1 – всегда положительное, хорошее; 2.2 – не всегда положительное; 2.3 – чаще отрицательное. 3. Я считаю, что профессия в жизни человека: 3.1 – может сделать человека счастливым; 3.2 – играет некоторую роль в жизни человека; 3.3 – никакого влияния на жизнь человека не оказывает. 4. На данный момент я выбрал профессию: 4.1 – определенно; 4.2 – неопределенно, нравится несколько профессий; 4.3 – выбор профессии отсутствует. 5. Я знаю, куда поступить после 9-го (11-го) класса: 5.1 – определенно; 5.2 – неопределенно, еще думаю; 5.3 – не знаю. 6. Ваши родители: 6.1 – с выбором профессии согласны; 6.2 – не знаю, разговора с ними по этому вопросу еще не было; 6.3 – с Вашим выбором не согласны. 7. Что побудило Вас избрать именно эту профессию: 7.1 – знание соответствия профессии моим возможностям; 7.2 – интерес к профессии; 7.3 – материальные соображения (деньги и т.д.). 8. Наличие профессионального идеала (человек, на которого в этой профессии я хочу быть похожим): 8.1 – профессиональный идеал определенный (есть такой человек); 8.2 – профессиональный идеал неопределенный (смутный, в основном, на основе телевидения, книг); 8.3 – профессиональный идеал отсутствует. Знание будущей профессии – информация 1. Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии: 1.1 – точно; 1.2 – приблизительно; 1.3 – отсутствует. 2. Знание содержания труда (предмет, средства труда, трудовые операции, продукция): 2.1 – точное; 2.2 – приблизительное; 2.3 – отсутствует. 3. Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии: 3.1 – точное; 3.2 – приблизительное; 3.3 – отсутствует. 4. Знание требований избираемой профессии к человеку: 4.1 – точное; 4.2 – приблизительное; 4.3 – отсутствует. 5. Наличие опыта работы по избираемой профессии: 5.1 – личное участие в трудовой деятельности (помогал специалисту); 5.2 – наблюдение за работой других; 5.3 – отсутствует. 6. Наличие первоначальных профессиональных знаний: 6.1 – имеются; 6.2 – приобретаются; 6.3 – отсутствуют. 7. Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой профессии): 7.1 – точно; 7.2 – приблизительно; 7.3 – не знаю. 8. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии): 8.1 – точно; 8.2 – приблизительно; 8.3 – отсутствует. Знание своих профессиональных возможностей 1. Наличие интереса к будущей профессии: 1.1 – избираемая профессия соответствует интересу; 1.2 – не знаю; 1.3 – профессия не соответствует интересу. 2. Наличие способностей к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии): 2.1 – способности имеются; 2.2 – не знаю; 2.3 – способности отсутствуют. 3. Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнять эту работу): 3.1 – соответствуют; 3.2 – не знаю; 3.3 – не соответствуют. 4. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии: 4.1 – соответствуют; 4.2 – не знаю; 4.3 – не соответствуют. 5. Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии: 5.1 – соответствуют; 5.2 – не знаю; 5.3 – не соответствуют. 6. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии: 6.1 – соответствует (у меня нет болезней, мешающих выполнению этой профессии); 6.2 – не знаю; 6.3 – не соответствует. 7. Характер самооценки (как Вы относитесь к себе): 7.1 – адекватная, нормальная (отношусь к себе так же, как и другие ко относятся ко мне); 7.2 – завышенная или заниженная (оцениваю себя лучше (хуже), чем другие оценивают меня); 7.3 – не знаю. 8. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией: 8.1 – по этим предметам оценки «5» и «4»; 8.2 – по этим предметам оценки «4» и «3»; 8.3 – по этим предметам есть «2».
Обработка. Теперь нужно посчитать сумму баллов. Сделайте это отдельно для каждого блока и – для всей методики – в целом. За каждый 1-й вариант начислите по 3 балла; за каждый 2-й вариант – по 2 балла; за каждый 3-й вариант – по 1 баллу. В зависимости от количества набранных баллов по всей методике можно определить общий уровень готовности к профессиональному самоопределению. 24–39 баллов – низкий уровень; учащийся не готов к профессиональному определению. 40–55 баллов – средний; является нормальным для учащихся 8–10-х классов, но для школьников последнего класса он является недостаточным. 56–72 балла – высокий уровень; эти учащиеся готовы к профессиональному самоопределению. Но, на основе полученных данных можно судить об уровне готовности к профессиональному самоопределению в самом общем смысле. Для того чтобы можно было обозначить какие-то практические шаги для дальнейшего развития профессионального самосознания, необходимо рассмотреть отдельно результаты по каждому блоку. 8–14 – низкий уровень выраженности данной составляющей профессионального самоопределения. 15–20 – средний уровень 21–24 – высокий уровень Если учащийся по данным анкеты набрал мало баллов по первому блоку, это значит, что для него профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль. Тогда необходимо больше поработать над развитием личности учащегося: • подключать его разнообразным видам трудовой деятельности (желательно совместно со сверстниками); • больше обсуждать с ним его будущее; сократить время пассивного досуга. Те, кто получили недостаточно баллов по второму блоку, – при достаточной выраженности развития первого и третьего показателей, – мало осведомлены о содержании будущей профессии. Необходимо: • ближе познакомить с профессиограммой будущей профессии (или с несколькими профессиограммами), • рассказать о времени и специфике профессионального роста в данной профессии • и, возможно, организовать посещение предприятия или беседу со специалистом. Подобные формы и методы работы позволят повысить уровень осведомленности и, следовательно, общую готовность к профессиональному самоопределению. Если же школьники набрали недостаточное количество баллов по третьему блоку, следовательно, необходимо • повышать уровень самопознания относительно будущей профессии. Для этой цели подходят различные профориентационные анкеты и психологические личностные опросники • подробно изучить профессионально значимые качества для данной профессии. • на каждое качество нужно привести пример и предоставить школьнику возможность самому определить, насколько это качество у него проявляется в повседневной жизни и, вообще, была ли возможность у него проявить это качество?
Ясно, что любая анкета, основанная на самооценке, содержит в себе долю субъективизма. Источник здесь
"Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь. Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав." Мэри Кэй Эш
Лекция 1 Основы организации профориентационной работы в школе Этапы развития профессионального самосознания Возрастно-психологические особенности профориентационной работы Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки Лекция 2 «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе Структура профориентационного занятия в начальной школе Принципы анализа занятия. Примеры из практики Лекция 3 «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах Принципы анализа занятия. Примеры из практики Лекция 4 Структура профориентационного занятия в старших классах Ведущие профессиональные мотивы Важность осознания ведущих профессиональных мотивов Методика «Мое профессиональное будущее» Лекция 5 Личностные и биографические факторы выбора профессии Мифы профессионального самоопределения Биографические факторы выбора профессии. Прием «Профессиональная биография» Лекция 6 «Анатомия» профессии: схема описания профессии Практикум по анализу периодики Методика «Вакансия» Методика «Профессиограмма» Лекция 7 Профессиональные ценности Методика ранжирования профессиональных ценностей Методика «Вселенная Я» Взаимосвязь между личными и профессиональными целями Лекция 8 Портфолио будущего профессионала Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий Оценка готовности к профессиональному выбору
"Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь. Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав." Мэри Кэй Эш
Спасибо, Августина Анатольевна! Мне это чень пригодится в моей работе, так как я классный руководитель 9 класса. Ещё раз спасибо Вам. Знание может быть только у того, у кого есть вопросы (Генри Форд)
Августина Анатольевна,Вы проделали огромный труд.СПАСИБО!!!Для нас, классных руководителей 9х классов, подобрано ВСЕ по профориентации.Работай.Только можно поделюсь наболевшим?Обратилась летом(заранее) в Центр занятости для проведения совместной работы с детьми, родителями.Мне ответили так:все дети и родители должны будут предоставить паспорта.Я спросила:"Зачем?""Вы же получаете в поликлинике услуги и там предоставляете документы, так и у нас"Может, я чего-то не понимаю в этой жизни?Еще раз СПАСИБО.С уважением Одинцова Ольга.
Мне ответили так:все дети и родители должны будут предоставить паспорта.Я спросила:"Зачем?""Вы же получаете в поликлинике услуги и там предоставляете документы, так и у нас"Может, я чего-то не понимаю в этой жизни?
Не знаю с какой целью, могу предположить что это чистая формальность и нужна им для отчётности, а может какие еще заморочки "Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь. Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав." Мэри Кэй Эш
полезны учителям в профориентационной работе с учащимися.
Олеся, спасибо, как раз вовремя, у нас месячник профориентации, будем изучать "Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь. Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав." Мэри Кэй Эш