Очень часто на уроках истории нам приходится обращаться к теме КУЛЬТУРА. Отечественная и Зарубежная. К сожалению, МХК в нашей школе нет. Хотелось бы, возможно, консультацию получить от преподавателей этого курса, как лучше дать музыкальные темы, на что обратить внимание в представлении архитектуры, живописи, скульптуры и пр. и пр.... К сожалению, уроки музыки, ИЗО не дают детям знаний ни по истории, ни по содержанию (затрудняются все описать картину или музыкальное произведение), Что это изъяны программы, недоработка педагогов-специалистов? каккую цель ставит программа перед учителями МХК? Как мы можем интегрироваться?
Много полезного найдете! А еще у меня есть разработки музейных педагогов Берлинской картинной галереи. Материал я перевела с немецкого на русский, надеюсь, Вас он заинтересует. Он довольно доступный и интересный.
Очень часто на уроках истории нам приходится обращаться к теме КУЛЬТУРА. Отечественная и Зарубежная. К сожалению, МХК в нашей школе нет. Хотелось бы, возможно, консультацию получить от преподавателей этого курса, как лучше дать музыкальные темы, на что обратить внимание в представлении архитектуры, живописи, скульптуры и пр. и пр.... К сожалению, уроки музыки, ИЗО не дают детям знаний ни по истории, ни по содержанию (затрудняются все описать картину или музыкальное произведение), Что это изъяны программы, недоработка педагогов-специалистов? каккую цель ставит программа перед учителями МХК? Как мы можем интегрироваться?
Марина Игоревна! У нас в школе тоже нет этого предмета. Всё-таки хочется услышать комментарий специалиста! Спасибо!
Лариса Михайловна! Конечно, хорошо бы у специалиста спросить:) Тем более у действующего, т.е. у того, кто практически преподает данный предмет. А пока я Вам даю ссылку:
Что это изъяны программы, недоработка педагогов-специалистов? каккую цель ставит программа перед учителями МХК? Как мы можем интегрироваться?
Антонина Алексеевна, Лариса Михайловна!
Я - не специалист по МХК, но я общалась со специалистами из Пскова по этому поводу. До сих пор нет программ искусствоведческого уровня для преподавателей по МХК. Именно искусствоведческого, хорошо разработанного. Не в каждом педагогическом институте есть факультеты, специализации, где готовят учителей именно по этому предмету. В лучшем случае, это какая-либо дополнительная специализация, курсы...Все это, конечно, сыро...Далее. Существует несколько программ по МХК. По ним многие учителя ориентируются, подбирают материалы, учатся, используют различные ресурсы Интернета...Но даже у тех педагогов, где есть МХК, проблемы. За малое количество учебных часов нужно дать огромный объем материала. Ведь МХК - это музыка, архитектура, живопись, кинематограф, фотография, танец....Всего не расскажешь! А потом идут проблемы с интернетом, музыкальным оформлением (нет соответствующей техники, инструментов)... В тех школах, где МХК нет, приходится, видимо, уповать на литературу, историю...Там совместить преподавание литературы и МХК довольно сложно, хотя многие с этим очень здорово справляются! Антонина Алексеевна писала о музыкальных произведениях....Для того, чтобы понимать музыку, уметь донести ее смысл до других, преподавателю самому нужно эту музыку слушать. Причем в живом виде. Хотя это, конечно, идеал...:) Концертные залы, филармонии, соответствующая техника не у каждого под боком...Как и возможность ходить по галереям, музеям...
Вопрос: "Как мы можем интегрироваться?"
Учителям литературы, истории я хочу посоветовать книгу Д. Лихачева "Письма о добром и прекрасном". Там можно много полезного найти для преподавателя литературы, который хочет познакомить учеников с искусством.
Здесь были разработки по творчеству Н. Гоголя. На уроках литературы можно ребятам предложить сравнить различные иллюстрации к его произведениям. Ведь Гоголя иллюстрировали Агин, Боклевский, Шагал... Спросить ребят о впечатлении от работ. Какие, по их мнению, наиболее соответствуют словесному описанию..?
А еще... Главное, наверное, слушать, смотреть, читать...
O музыке. Послушайте "Весенний вальс" Ф. Шопена. Какие ассоциации он у Вас вызывает? Хоть произведение и называется "Весенний вальс", у меня почему-то ассоциации с весной не возникли...:) Интересно, какие картины природы представляются Вам и ученикам? У меня мурашки по телу бегут...Ведь не зря говорят, что музыка из всех видов искусств оказывает на человека самое сильное воздействие.
Лариса Михайловна!
А как Вы и Ваши коллеги приобщают ребят к искусству? Внеурочные мероприятия какие-то есть? Если Вы поподробнее расскажете, то мы вместе постараемся найти решение проблемы отсутствия МХК...
Сообщение отредактировал nelke - Пятница, 20.08.2010, 22:25
Марина Игоревна! Спасибо за эмоциональный комментарий!
Quote (nelke)
... мы вместе постараемся найти решение проблемы отсутствия МХК...
Оказывается, есть проблемы с преподаванием этого предмета! Мне кажется, что решать их надо на другом уровне...
Quote (nelke)
Лариса Михайловна! А как Вы и Ваши коллеги приобщают ребят к искусству? Внеурочные мероприятия какие-то есть?
А вот приобщение к искусству - это уже совсем другое дело! Конечно, я провожу и внеклассные мероприятия по предметам, и уроки, на которых использую репродукции картин художников, музыкальные творения композиторов. Это "оживляет" урок или мероприятие, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, пробуждает интерес к искусству.
Марина Игоревна! Проблем с подбором иллюстративного материала к урокам и внеклассным мероприятиям нет. Иногда столько иллюстративного материала соберёшь, что приходится его отбирать. Ведь надо уложиться в урок! А ещё бывает так, что услышу музыкальное произведение, понравится, и сразу размышляю о том, как и где его можно использовать... И рождается урок или внеклассное мероприятие! Спасибо за вопрос!
Сообщение отредактировал Лариса_М - Воскресенье, 22.08.2010, 23:01
Марина Игоревна! Ребятам больше нравится работать с репродукциями картин художников. На уроках русского языка я использую тексты из серии "Рассказы о художниках". Конечно, адаптирую их к изучаемой теме. На таких уроках происходит знакомство учащихся с художниками, с их жизнью и творчеством, с историей создания художественных полотен и попутно отрабатываются орфографические и пунктуационные умения и навыки. Кроме этого, данная работа способствует развитию устной и письменной речи учащихся. На уроках литературы я предлагаю учащимся подобрать к репродукциям строчки из изучаемых произведений, сравнить иллюстрации к литературным произведениям разных художников и т. д. Марина Игоревна! Расскажите, как Вы работаете с музыкальными произведениями и творениями художников. Спасибо!