Автор: Силин Юрий Викторович (мастер производственного обучения, ГБПОУ «Георгиевский колледж» . Ставропольский край., г. Георгиевск/)
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания уроков производственного обучения.
Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Социальный заказ общества в области профессиональной подготовки выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке производственного обучения организуются различные формы проведения урока, которые не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания обучающихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Подростки охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Снижение уровня знаний обучающихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Избирая разные способы «оживления» урока производственного обучения, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы, необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках подростки увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Обучающиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим мастером производственного обучения в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала. Отмечая важность развития у учащихся интереса к избранной профессии, следует иметь в виду, что роль мастера производственного обучения не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:
• систематически привлекать внимание обучающихся к возможностям изучаемой профессии;
• поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
• закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности учащегося;
• направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.
Добрый день, Юрий Викторович! Познакомилась с Вашим ресурсом. Он содержит конспект, презентацию и видео урока. К сожалению, в нем отсутствует пояснительная записка, оформленная по правилам портала (это должен быть отдельный документ). Перечисляя использованные источники, Вы написали: "Интернет-ресурсы". Их необходимо оформить в соответствии с ГОСТами, дать ссылки. Практическая часть способствует развитию учебно-познавательного интереса, профессиональных мотивов учения, соревновательный дух обеспечивает достижение более высоких результатов в овладении навыками.
Спасибо большое Татьяна Борисовна!я рад что вы нашли время и просмотрели мою работу представленную на этот сайт .Я обязательно исправлю все те замечания,которые вы мне сделали .Надеюсь что вам понравится в моей разработке предложенная форма урока производственного обучения.
Уважаемая Татьяна Николаевна!Все Ваши замечания исправлены .Если будет еще выявление каких то мелких недочетов и ошибок.Я с радостью приму ваши пожелания,так как мнение таких специалистов ,как вы мне очень важны.
Уважаемые коллеги!!При разработке данного урока производственного обучения были учтены все рекомендации педагогов которые стояли у истоков преподавания и методики производственного обучения таких как:В.А.Скакун,а также педагогов которые дорабатывают структуру и форму уроков согласно ФГОС третьего поколения ,в частности рекомендации при проведении уроков п/о педагога Аксеновой Л.Н..И прошу не забывать что урок производственного обучения отличается от урока теоретического своей продолжительностью его время-6 часов.И структура разнится,но более подробно я думаю вы познакомитесь просмотрев предоставленный мною материал.
Уважаемые коллеги прошу при выставлении комментариев просмотреть фрагмент урока..Он идет всего 20минут в нем отраженны основные аспекты структуры урока производственного обучения. I. Структура урока по операционной теме:
1. Организационный момент.
2. Вводная часть - до 1 часа:
2.1. Проверка посещаемости.
2.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и приемов. Мастер должен добиться того, чтобы учащиеся вспомнили и восстановили сведения о целостном трудовом процессе и представляли место данной операции в нем.
- Мотивация.
- Целеполагание.
2.3. Вводный инструктаж – элемент, который дает учащимся ориентировочную основу деятельности при самостоятельной работе. Это очень сложный по конструкции педагогический проект. В спектр методических приемов входят: показ трудовых приемов, знакомство с оборудованием и инструментами и способами работы с ними, проверка усвоения сведений, объяснение техники безопасности.
2.4. Выдача заданий, инструментов, материалов и технической документации (технологические карты, инструкционно-технологические и инструкционные карты) которая дает возможность самостоятельно работать.
2.5. Расстановка учащихся по рабочим местам или участкам;
3. Основная часть урока – продолжительность до 4х часов:
- самостоятельная работа учащихся;
- целевые обходы. Первый обход рабочих мест учащихся мастер выполняет с целью проверки того, как началась самостоятельная работа, нет ли организационных затруднений (исправность оборудования, освещение), у всех ли в наличии необходимые материалы и приспособления, все ли приступили к работе. Затем мастер ведет наблюдение за работой и проводит текущий инструктаж в индивидуальном порядке в случае затруднений у кого-либо из группы или когда работа ведет к очевидному браку. В отдельных случаях мастер может приостановить работу всех и осуществить общий инструктаж при наличии общих ошибок (нарушении техники безопасности большинством учащихся, не правильном выполнении трудовых приемов и операций). Когда мастер приостанавливает работу всей группы с целью проведения дополнительного инструктажа, то в этом виноват именно мастер, что служит сигналом к смене методики.
4. Заключительная часть урока до 1 часа:
4.1. Приемка работ.
4.2. Оценка каждого учащегося без исключения.
4.3. Уборка рабочих мест.
4.4. Проверка правильности уборки места, так как это сложная учебно-пространственная среда, где занимается не один учащийся. Все инструменты и приспособления должны лежать на своих местах.
4.5. Заключительный инструктаж. Мастер говорит о положительных и отрицательных элементах на уроке, подводит итог по работе каждого учащегося, рассматривает достижения и недостатки объявляет и выставляет оценки, ставит задачи на следующий урок, так, чтобы все представляли, чем будут заниматься в следующий раз.
Если нетрудно ,Уважаемые коллеги !!!просмотрите материал предоставленный мною на сайте профобразования на конкурс-ссылка-http://проф-обр.рф/stuff/8-1-0-13.Ваше мнение будет мне важно в дальнейшей работе.заранее благодарен. И в заключении мое любимое высказывание-"Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут" Аристипп
Уважаемые коллеги участвуйте Фестивале «Нестандартный урок»Ваши работы и ресурсы найдут достойное место в Методическом кабинете данного портала..А мне мои комментарии к вашим разработкам приблизят на ступеньку к финалистам конкурса....
Добрый день, Юрий Викторович! Спасибо, что конструктивно реагируете на замечания. Вы добавили пояснительную записку к Вашему ресурсу. В целом она составлена методически грамотно. Но у меня вызывает сомнение формулировка образовательной цели. В ней не хватает ключевого слова, например, "изучение" области применения... или "освоение". Я бы сформулировала так: "Освоение области применения и технологии выполнения отделки поверхности структурными материалами с помощью формы организации труда в составе ученических бригад". В пояснительной записке 2-я ссылка не работает. И Вы не делаете ссылку на цитируемый текст в пояснительной записке методической разработки. Я нашла этот текст здесь: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-164806 А видеозапись урока я посмотрела сразу. Она действительно помогает лучше понять замысел преподавателя. Ещё раз спасибо. С уважением, Татьяна Борисовна.
Уважаемая Татьяна Николаевна!!!!! спасибо за те замечания что вы мне сделали.Но все цели и задачи и сама структура разработки урока производственного обучения полностью соответствует тем рекомендациям которые разработал ..не побоюсь сказать-один из величайших педагогов советского времени-В.А.Скакун,который стоял у истоков формирования методики производственного обучения...И видит бог мы еще вернемся в обучении по рабочим профессиям к давно зарекомендовавшим себя методам ведения уроком производственного обучения
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно. /Ф. Вольтер/