Пятница | 19.04.2024 | 11:39
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [12]
Разработки уроков [64]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [5]
Дидактические материалы [44]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [31]
Проектная деятельность [7]
Иное [14]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Русский язык » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • Конкурсы и гранты для учителей и учащихся
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (16.04.2024) 17:27 Всего сообщений:(167)
  • Модернизация среднего профессионального образования в Москве
  • [Стандарты нового поколения]
    Последнее сообщение: (12.04.2024) 17:30 Всего сообщений:(0)
  • Развитие качества школьного образования в Москве
  • [Проекты модернизации образования]
    Последнее сообщение: (05.04.2024) 18:13 Всего сообщений:(0)



    Систематизация и обобщение материала по теме "Наречие"

    Скачать с сервера (379.1 Kb) 08.01.2012, 18:44
    Автор: Окунева Наталья Фёдоровна (учитель русского языка и литературы, МОБУООШ № 27 ст. Советской Краснодарский край)

    ЦЕЛИ УРОКА:
    1. Образовательные:
    обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;
    повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
    2. Воспитательные:
    воспитание любви к русскому языку;
    активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
    3. Развивающие:
    работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.
    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, плакат с кроссвордом, сигнальные карточки, карточки с пословицами (для каждого ученика), кар-точки с домашним заданием (КАТ).
    Повторенье – мать ученья.
    Ход урока:
    I. Организационный момент.
    II. Эмоциональный настрой
    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю: каждый в классе гений,
    Но без труда талант не впрок.
    Скрестите шпаги ваших мнений -
    Мы вместе сочиним урок!
    III. Лингвистическая разминка.
    Продолжи пословицу.
    Тише едешь – (дальше будешь)
    Что посеешь, ... (то и пожнёшь).
    Терпенье и труд … (всё перетрут).
    С кем поведёшься - … (от того и наберёшься).
    Ум хорошо, … (а два лучше).
    Ученье – свет, … (а не ученье тьма).
    Повторенье - … (мать ученья).
    - Как мы называем такие меткие выражения?
    IV. Синтаксическая пятиминутка. Запишите последнюю пословицу.
    Найдите ошибку, объясните постановку знака препинания (Слайд № 3)
    V. Работа по повторению темы.
    Учитель: Наш язык необыкновенно богат. Он как воздух, вода, небо, без не можем жить, но к чему привыкли, а, следовательно, обесценили. Многие говорят тускло, стандартно. Но есть живая речь, могучая, гибкая. Вот как раз пословицы и поговорки разнообразят нашу речь. И сегодня на урок, повторяя тему «наречие», вы услышите много пословиц. Я уверена, что некоторые из них вам даже не знакомы.
    1) Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и сопровождать нас
    будут жемчужины русской речи – пословицы. Скажите, какой художественный приём часто используется в пословицах? Подсказка: образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп.
    Дети: Это сравнение.
    Учитель: А как этот приём соотносится с темой нашего урока?
    Дети: Наречия имеют степени сравнения.
    Учитель: Правильно. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения наречий. (Слайд № 4). Внимание, задание. Послушайте пословицы. Найдите в них наречия и образуйте степени сравнения. (Слайд № 5)
     Русские медленно запрягают, а потом быстро скачут.
     Оттого парень свалился, что отец криво посадил.
     Красть вольно, да бьют больно.
    - А теперь задание посложнее. Нужно найти наречия в какой-то степени сравнения, указать исходную форму наречия. (слайд № 6)
     Выше станешь – больше видишь.
     Исподтишка собака скорее укусит.
     Выше лба глаза не растут.
     Лисичка всегда сытнее волка живёт.
     Осенняя муха злее кусает.
    - Орфоэпическая пятиминутка (Слайд № 7).
    2) Как называется чёрточка между частями слова?
    Дети: Дефис.
    Учитель: Когда наречия пишутся через дефис?
    Выборочный диктант.
     Много грому по –пустому.
     Всяк по-своему, а я по себе.
     Сколько вор не ворует, а всё ж когда – нибудь проворуется.
     Звонко поёшь – где – то сядешь.
     С волками жить – по-волчьи выть.
    Разберите слова по составу и сконструируйте с ними предложения:
    По –зимнему (Я оделся по-зимнему.)
    По зимнему (По зимнему небо плыли тяжелые облака)
    Физминутка. (Слайд № 8).
    Под весенние напевы
    Повернёмся вправо, влево.
    Руки вверх, на них смотри –
    Головою не крути.
    Руки вниз ты опусти
    Глазами следом ты веди.
    Закрой глаза, теперь открой…
    Посмотри перед собой.
    3) Мы часто в речи употребляем маленькое слово НЕ. Какая это часть
    речи?
    Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями.
    Работа с сигнальными карточками.
    - раздельно - слитно
     Яблоко от яблоньки недалеко падает.
     Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
     Неладно скроен, да крепко сшит.
     Соврёт – недорого возьмёт.
     Рассказал вовсе не интересно.
     Говорил неискренне.
     Купил не дорого, а дёшево.
    4) Посмотрите на предложения. В них пропущены буквы. Какие буквы
    нужно вставить, от чего зависит выбор гласной в приставках? Слайд № 9
     Никогда Россия ярма не носила.
     От правды некуда деваться.
     С людьми браниться - никуда не годится.
     С руками нигде не пропадёшь.
     Калач приестся, а хлеб – никогда.
    5) Разбор слов по составу: докрасна, накрепко, досрочно.
    Почему в одних наречиях на конце мы пишем А, а в других - О? От чего Это зависит? Как вы думаете, какое слово нужно вписать в кроссворд? (приставка) Слайд № 10.
    Объяснительный диктант.
     Грозит мышка кошке, да издалека.
     Сперва оперись, а потом и ввысь.
     Хорошего понемножку, сладкого досыта.
     Сначала запряги, а потом понукай.
     Запереть ворота наглухо.
    6) Скажите, а что объединяет звуки [ж, ш, ч]? Правильно, они шипящие.
    Когда после шипящих на конце наречий пишется Ь?
     Матушка рожь кормит всех сплошь.
     Для дорогого гостя и ворота настежь.
     Землю вскачь не пашут.
    - Какие слова являются исключениями? Почему?
    VI. Итог урока. Вот мы с вами и повторили тему, разгадали кроссворд. Какое слово было спрятано мною в кроссворде. Правильно, НАРЕЧИЕ.
    Но одна строчка у нас осталась чистой. Давайте и её заполним. Как вы думаете, кому принадлежат слова: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Небольшая подсказка: мы о нём писали сжатое изложение «Первое слово». Конечно же, это Владимир Иванович Даль. Именно В.И.Даль говорил: «Пословица – это короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».
    Прочитайте ещё раз эпиграф. Ответьте на вопрос, почему именно эту пословицу я взяла эпиграфом к нашему уроку?
    VII. Рефлексия. Давайте пошушукаемся. Слайд №11.
    Я понял…
    Мне понравилось…
    Я узнал…
    Очень хотелось, чтобы…
    Мне нужно…
    VIII. Домашнее задание.
    1. Подготовиться к контрольному диктанту.
    2. Из списка пословиц, которые прозвучали у нас на уроке, выбрать одну и написать сочинение – рассуждение о том, как вы её понимаете.
    3. КАТ отрывка из произведения И.С. Тургенева.
    1)Сильный, переливчатый, звонкий крик ра..дался внезапн.. над нами и тотчас повторился уже (не)много впереди.
    2)Крупные, красивые птицы летели треугольником резко и редко м..хая выпуклыми крыльями. 3)Туг.. вытянув голову и ноги круто выставив грудь они стремились (не)удержим.. и до того быстро, что воздух св..стал вокруг. 4)Чудно было видеть на такой выш..не, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неукло(н, нн)ую волю. 5)Не переставая побед..носно ра..секать пространство журавли изредк.. перекл..кались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что(то) гордое, важное, что(то) несокрушимо самоувере(н, нн)ое в этом подобл..чном разговоре. (И.С. Тургенев.)

    1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.
    2. Из предложения 5 выпишите все наречия и разберите их по составу.
    3. Замените синонимом слово «стремились» в предложении 3.
    4. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.
    5. Из предложения 1 выпишите глагольное словосочетание.
    6. Сколько грамматических основ в предложении 3.

    Приложение 1
    1)Сильный, переливчатый, звонкий крик ра..дался внезапн.. над нами и тотчас повторился уже (не)много впереди.
    2)Крупные, красивые птицы летели треугольником резко и редко м..хая выпуклыми крыльями. 3)Туг.. вытянув голову и ноги круто выставив грудь они стремились (не)удержим.. и до того быстро, что воздух св..стал вокруг. 4)Чудно было видеть на такой выш..не, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неукло(н, нн)ую волю. 5)Не переставая побед..носно ра..секать пространство журавли изредк.. перекл..кались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что(то) гордое, важное, что(то) несокрушимо самоувере(н, нн)ое в этом подобл..чном разговоре. (И.С. Тургенев.)

    7. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.
    8. Из предложения 5 выпишите все наречия и разберите их по составу.
    9. Замените синонимом слово «стремились» в предложении 3.
    10. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.
    11. Из предложения 1 выпишите глагольное словосочетание.
    12. Сколько грамматических основ в предложении 3.

    Приложение 2
    Пословицы, прозвучавшие на уроке:

    1. Тише едешь – (дальше будешь)
    2. Что посеешь, ... (то и пожнёшь).
    3. Терпенье и труд … (всё перетрут).
    4. С кем поведёшься - … (от того и наберёшься).
    5. Ум хорошо, … (а два лучше).
    6. Ученье – свет, … (а не ученье тьма).
    7. Повторенье - … (мать ученья).
    8. Русские медленно запрягают, а потом быстро скачут.
    9. Оттого парень свалился, что отец криво посадил.
    10. Красть вольно, да бьют больно.
    11. Выше станешь – больше видишь.
    12. Исподтишка собака скорее укусит.
    13. Выше лба глаза не растут.
    14. Лисичка всегда сытнее волка живёт.
    15. Осенняя муха злее кусает.
    16. Много грому по –пустому.
    17. Всяк по-своему, а я по себе.
    18. Сколько вор не ворует, а всё ж когда–нибудь проворуется.
    19. Звонко поёшь – где – то сядешь.
    20. С волками жить – по-волчьи выть.
    21. Яблоко от яблоньки недалеко падает.
    22. Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
    23. Неладно скроен, да крепко сшит.
    24. Соврёт – недорого возьмёт.
    25. Никогда Россия ярма не носила.
    26. От правды некуда деваться.
    27. С людьми браниться - никуда не годится.
    28. С руками нигде не пропадёшь.
    29. Калач приестся, а хлеб – никогда.
    30. Грозит мышка кошке, да издалека.
    31. Сперва оперись, а потом и ввысь.
    32. Хорошего понемножку, сладкого досыта.
    33. Матушка рожь кормит всех сплошь.
    34. Для дорогого гостя и ворота настежь.
    35. Землю вскачь не пашут.
    36. Сначала запряги, а потом понукай.
    37. Грозит мышка кошке, да издалека.
    38. Сперва оперись, а потом и ввысь.
    39. Хорошего понемножку, сладкого досыта.
    40. Сначала запряги, а потом понукай.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Наталья_Фёдоровна | Теги: русскй язык, наречие, обобщение
    Просмотров: 4866 | Загрузок: 879 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.0/2
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 6
    Оценить комментарий  +1   Спам
    1 учитель9681   (17.01.2012 08:49) [Материал]
    Доброе утро, Наталья Федоровна.Интересный обобщающий урок.Вы используете такое обилие пословиц, что позволяет достигать воспитательной цели урока.Сочетаете разные виды работы.И физкультминутку успеваете провести. В стих. физминутки используются наречия с суффиксами О.Можно было бы повторить правило "Правописание суф. О-А". Еще раз спасибо. С уважением, Одинцова.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемая Ольга! Спасибо за то, что нашли время познакомиться с моим уроком. Спасибо за оценку и за подсказку. Обязательно обращу внимание на орфограмму, о которой Вы говорите, хотя в задании № 5 говорится о правописании О - А на конце наречий. С уважением, Наталья Фёдоровна. smile

    Оценить комментарий  +1   Спам
    3 Лариса_М   (21.01.2012 11:16) [Материал]
    Наталья Федоровна! Соглашусь с Ольгой Александровной: урок получился очень насыщенным и динамичным. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают изученный материал по теме "Наречие". Вы предлагаете учащимся разнообразные задания, направленные на закрепление написания наречий, развитие речи учащихся. Замечательно, что в качестве дидактического материала использованы пословицы. Даже физкультминутку Вы связали с темой урока! Здорово! biggrin Спасибо за представленный материал! Некоторые Ваши методические находки возьму в свою копилку. Можно? biggrin С уважением, Лариса Михайловна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Лариса Михайловна! Огромное спасибо за комментарий к моему уроку. Этот урок я проводила, действительно, детям было интересно. Рада, что Вы сможете что-то взять для себя. biggrin С уважением, Наталья Фёдоровна. smile

    Оценить комментарий  +1   Спам
    5 legasovat   (20.06.2014 21:07) [Материал]
    Наталья Фёдоровна, спасибо Вам за урок, за то что делитесь своими материалами. Ведь это такая огромная помощь учителю. Обязательно проведу урок. Наречие ещё не изучали.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Татьяна, спасибо за внимание к моей работе. С уважением, Наталья Фёдоровна

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Либерал может сделаться министром, но из этого еще не следует, что он будет либеральным министром.
    /В. Гумбольдт/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы