Понедельник | 18.12.2017 | 19:44
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Сетевой проект «Войдем в природу другом!» [0]
Итоги [0]
«Интерактивный калейдоскоп» [21]
Начальная школа [11]
Точные науки [9]
Естественные науки [12]
Гуманитарные предметы [16]
Иные предметы [15]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 16
Пользователей: 1
irina17

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Новые материалы » Естественные науки

Последние обновления на форуме:
  • Оцените работу
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (16.12.2017) 15:09 Всего сообщений:(21)
  • Русский язык
  • [Русский язык, литература, МХК]
    Последнее сообщение: (14.12.2017) 21:12 Всего сообщений:(134)
  • Сетевой проект «Войдем в природу другом!».
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (13.12.2017) 19:17 Всего сообщений:(17)



    разработка урока по природоведению "Вулкан-это..."

    Скачать с сервера (66.3Kb) 23.11.2015, 12:09
    Автор: Воеводина Лилия Викторовна (учитель биологии и географии, МБОУ Зерносовхозская СОШ имени М.Н.Костина п.Новоселки)

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
    Цели урока:
    Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами ИК-технологии Задачи:
    Образовательная: Помочь учащимся сформулировать определение термина «Вулкан», изучить его строение и раскрыть причины образования.
    Развивающая: Закрепить умения и навыки работы с географической картой, развить умение ставить цель, анализировать познавательный объект.
    Воспитательная: воспитание научного мировоззрения о стихийных явлениях природы, уважать мнение других, уметь слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.
    Технология: ИК- технология
    Методы обучения: частично-поисковый, метод исследования, объяснительно-иллюстративный.
    Оборудование: опорные конспекты, атласы по природоведению, учебник «Природоведение» для 5 класса под ред. А.А.Плешакова, презентация по теме: Вулкан - это..., картина К Брюллова «Последний день Помпеи», сигнальные карточки, химические реактивы для опытов.
    Ход урока:
    1. Орг.момент.
    2. Проверка домашнего задания. (Слайд 1.)
    Задание 1. Тест.
    1. Районы, где особенно часто встречаются землетрясения
    а) Сейсмически активные
    б) Сейсмически пассивные
    2. Место, где происходит сдвиг горных пород называют:
    а) эпицентром
    б) очагом землетрясения
    3. Прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки
    а) рихтограф
    б) сейсмограф
    (Ответы с критериями оценивания на слайде для самопроверки)
    З.Постановка темы с целями и задачами урока.
    Ребята, сейчас вы мне поможете озвучить тему урока. Для этого мы должны отгадать загадки. (Слайд 2.)
    Загадка 1. Носит бабка снежную шапку, каменные бока закутанные в облака, (гора)
    Загадка 2. В огне горы родился, от огня убежал, и в небе пропал, (дым)
    Загадка 3. Жевать - не жую, а всё поедаю, сжигаю, (огонь)
    Каким географическим объектом можно объединить эти слова? (Вулкан)
    Тема нашего урока: Вулкан - это.,.. (В конце урока каждый должен продолжить эту фразу, создать свой образ вулкана.)
    На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке? (Что такое вулкан? Как, где, почему образуется вулкан?)
    Эти вопросы и входят в цели и задачи нашего урока.
    Слайд 3. (Цели и задачи урока)
    4.0бъяснение новой темы.
    Наша Земля-это планета, маленькая частичка во Вселенной. Внутреннее строение Земли сложное. Давайте вспомним с вами, что у Земли внутри.(Слайд 4. работа с интерактивной доской)
    В центре Земли расположено ядро, затем следует мантия, и земная кора, которая является верхней частью литосферы.
    Земная кора состоит из литосферных плит. Их 13 (7 больших, остальные маленькие). Литосферные плиты движутся , сталкиваются друг с другом. При столкновении двух плит происходит смятие в складки, образуются горы. А если одна плита поднырнула под другую, то образуется впадина.
    Вулканы расположены вдоль границ литосферных плит. Главная зона вулканических процессов - Тихоокеанское вулканическое кольцо. Самое большое скопление вулканов на Земле (Работа с физической картой полушарий.) Приведите примеры вулканов расположенных в Тихоокеанском вулканическом кольце. (Учащиеся выходят к доске и прикрепляют красные
    звёздочки к карте иголочками.)
    Ребята, давайте послушаем красивую легенду к узнаем, откуда к нам пришло название «Вулкан» (Сообщение учащегося)
    «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: бить тяжёлым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотком, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы. Говорят с тех пор. все огнедышащие горы стали называть вулканами.»
    Учитель: Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов. Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер и покровитель кузнечного дела. И у древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, а затем был переименован в Вулкана. (Слайд 4.)
    Учитель: Теперь давайте действительна узнаем, что такое вулкан? (Самостоятельная работа с учебником)
    Откройте учебники на странице 73 (учебник «Природоведение» для 5 класса под ред. А.А.Плешакова) и прочитайте, пожалуйста, 2 и 3 абзацы.
    Работа с опорным конспектом. Подпишите части вулкана.

    Учитель:У нас возникли дополнения к образу о том, что такое вулкан. (Вулкан - это гора, имеющая вулканический кратер, жерло, очаг магмы).
    Следующее задание: Работа с терминами.
    Магма -- это расплавленное вещество мантии.
    Мантия - это внутренний слой Земли, температура которого равна 2.000 С Лава — излившаяся на поверхность магма.
    Какую логическую цепочку можно построить?
    В чём отличие магмы от лавы? (В химическом составе. Когда магма движется по жерлу, она теряет часть газов, и при излиянии на поверхность называется уже лавой, а не магмой.)
    Учитель: При извержении вулкана на поверхность выходит не только лава, это еще и вулканический пепел, вулканические камни, вулканические газы. И сейчас, экспериментальным путём мы исследуем вулканические извержения.
    На столах, в штативах расположены 2 пробирки. В одной - сода, в другой - разбавленная уксусная кислота или лимонная кислота. (Работа в парах). Добавляем уксусную кислоту в соду и наблюдаем за реакцией в пробирке. Какой вывод мы можем сделать? (произошло выделение газов. Точно такой же процесс происходит и з природе.
    Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору, с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. ( Слайд 5). Типичные вулканы есть на Камчатке. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Напоминают щит. Их название щитовые вулканы. (Это вулканы Гавайских островов).
    Какие горные породы образуются из магмы? Магматические. Пемза - лёгкая, не тонущая в воде, и поэтому используется в качестве теплоизолятора, базальт - идеальный вариант для укладки мостовой и т.д.)
    Но вулканы отличаются не только формой. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если извержения прекратились совсем, их называют потухшими.
    (Работа с картой и заполнение таблицы,)
    действующие потухшие
    Ключевская Сопка (самый высокий вулкан России), Везувий, Фудзияма Г. Эльбрус (самая высокая вершина России), Килиманджаро, Аконкагуа.

    (Физкультминутка)
    Собираемся в поход,
    Горная страна нас ждёт,
    Там вулканы ввысь взлетают,
    А потом все затихает.
    Сообщения учащихся.
    1) «В нашей стране много действующих вулканов. На Камчатке - 30 и Курильских островах -40. Самый большой из них Ключевская Сопка.(показ слайда 6.расположен на Камчатке. Его высота - 4750м. Это не Сопка, а огромная конусообразная гора. За три последних века вулкан извергался более 60 раз. В 1994 году извержение сопровождалось ужасным грохотом: в радиусе 50 км, содрогалась почва, вулканические бомбы взлетали в воздух. (Работа с уч., стр. 74, 2 абзац - что такое вулканические бомбы?). Ключевская Сопка не только один из наиболее активных вулканов мира, она - редкая природная лаборатория, где вулканологи изучают процессы, совершающиеся в земных недрах».
    2) «На территории Италии расположены вулканы прославившиеся в веках буйным своим нравом и катастрофическими извержениями. Это Везувий и Этна. Они являются национальной гордостью страны, природными достопримечательностями и вместе с тем источником горя и страданий жителей прилегающих к ним территорий. Знакомство человечества с вулканами началось именно с Везувия, ибо о нём в Европе никто и ничего достоверно не знал до 79 г.н.э., когда произошло страшное извержение этого вулкана. Извержение Везувия изобразил на своей картине русский художник Карл Брюллов «Последний день Помпеи».
    Слайд 7. Картина К.Брюллова «Последний день Помнен»
    Пояснения учителя: Везувий стал причиной гибели знаменитого итальянского города Помпея. Это событие было настолько неординарным, что нашло своё отражение в литературе, искусстве и известный русский художник запечатлел это событие на знаменитой картине «Последний день Помпеи». Извержения Везувия повторялись более чем 80 раз. Среди них были и очень сильные, например, 16 декабря 1631 года, когда погибло около 7000 человек, и 15 городов были разрушены грязевыми потоками.
    Обобщение и систематизация изученного материала.
    Возвращаемся к работе с опорными конспектами, обобщаем изученный материал и поэтапно формулируем общий вывод, что вулкан - это геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре, по которой на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы. Работа с сигнальными карточками.
    1. Как называется отверстие из которого вытекает магма?
    а) Кратер
    б) жерло
    2. Какая температура в мантии?
    а)2000 С
    б)4000 С
    3. Какие горные породы образуются в результате излияния магмы на поверхность?
    а) Осадочные
    б) Магматические
    4. Сколько литосферных плит насчитывается в земной коре?
    а) 8
    б) 13
    5. Самый высокий действующий вулкан в России?
    а)Ключевская Сопка
    б) Килиманджаро
    Разноуровневое домашнее задание.
    «3» - с.73, понятия;
    «4» - с.77, «Подумайте» (2);
    «5» - с.75, охарактеризовать одну из форм вулканических извержений.
    Рефлексия.
    Ребята, мне хочется, чтобы наша планета была мирной, цветущей, чтобы никогда не было войны, чтобы как можно меньше происходило таких грозных явлений природы - как извержение вулканов, землетрясений, наводнений.
    Ток давайте же с вами украсим нашу планету этими прекрасными цветами.(Цветы изготовлены в технике оригами). После всего услышанного и увиденного на уроке попробуйте выразить своё отношение х нашему уроку. На зелёненьких лепестках цветов напишите свои пожелания.
    Категория: Естественные науки | Добавил: lilya-voevodina | Теги: по, Вулкан-это..., разработка, природоведению, Иное, урока
    Просмотров: 538 | Загрузок: 154 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 4
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 filik   (15.08.2017 17:20)
    Лилия Викторовна!
    С удовольствием ознакомилась с материалами разработки Вашего урока. Открыла как будто вместе с учениками много нового и для себя. Урок полностью соответствует заявленным целям и задачам, выдержаны этапы урока, логически организованы переходы между ними. Понравилась "загадка" темы урока, прослеживается личностно - ориентированный подход при постановке целей совместной деятельности, грамотно чередуются различные виды деятельности учащихся, что для такого возраста очень важно. К месту и химический опыт мини-вулкана: я думаю, он ни одного ученика не оставит равнодушным!
    Такая разработка подойдет и для внеклассной работы, и для начальных классов. Спасибо!
    Но все же презентации в Вашем архиве нет, к сожалению. А хотелось бы увидеть "Гибель Помпеи" хотя бы. Есть нюансы и в пояснительной записке: нет ссылок на интернет-ресурсы.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 detka   (16.08.2017 11:42)
    Уважаемая лилия Викторовна! Огромное спасибо за Вашу работу! Материал лёгок для усвоения, потому что Вы замечательно продумали все этапы урока,этапы связаны друг с другом воедино! Смена видов деятельности - это важное условие для сегодняшних современных уроков. Замечательно продуман опыт, тк практика на уроках подобного вида обязательна. Хотелось бы увидеть мультимедийную презентацию или фрагмент видео. Данный материал могут использовать и учителя начальной школы! Спасибо!

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 LaKva   (18.08.2017 15:38)
    Уважаемая Лилия Викторовна! Познакомилась с Вашими методическими материалами. Тема интересная. Этапы урока логически взаимосвязаны. Урок построен на деятельностной основе. Используются парная и индивидуальная формы организации учебной деятельности. Всё это должно заинтересовать учащихся и способствовать усвоению материала.
    Но, есть несколько вопросов.
    1. В конспекте урока есть ссылки на слайды, но презентации в представленных Вами материалах нет. В технологической карте урока также есть отсыл к презентации - "учитель помогает сравнивать разные виды вулканов по слайдам презентации". Не понятно, используете Вы компьютерную презентацию или нет? Без мультимедийной поддержки урок теряет зрелищность и свою привлекательность.
    2.Фамилии детей можно указывать в открытом доступе только с письменного согласия родителей или законных представителей. Тем более давать характеристики детям.Это может навредить ребенку. Дети — несовершеннолетние граждане, поэтому, согласно ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса, защищают их права родители и законные представители.Надеюсь, такое согласие у Вас есть.
    3. Текстовые материалы мы оформляем в соответствии с требованиями. Поля:слева 3 см, справа 1,5 см, снизу и сверху 2 см. Допускается стандарт по 2 см делать все поля. Но на протяжении всего документа поля изменять нельзя. Это относится и к абзацному отступу. Он устанавливается в начале документа. Текст выравнивается "по ширине" листа.
    Перед печатью рекомендуется проверить текст на наличие орфографических ошибок и знаки препинания. MS Word помогает нам в этом (выделяет цветом). Все эти нюансы влияют на восприятие и оценку материалов. Даже очень оригинальные идеи теряют свою актуальность и ценность при плохом оформлении. Желаю удачи.
    С уважением, Лариса Васильевна.

    Оценить комментарий  0  
    4 Лариса_М   (22.08.2017 15:29)
    Лилия Викторовна! Просим Вас принять участие в обсуждении работы.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Анекдот - это ум тех, у кого его нет.
    /П. Декурсель/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2017
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы