разработка урока по природоведению "Вулкан-это..." - Новые материалы
  Понедельник | 05.12.2016 | 23:34
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Марафон «В мире науки» [0]
Итоги [0]
Начальная школа [14]
Точные науки [8]
Естественные науки [10]
Гуманитарные предметы [20]
Иные предметы [26]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Новые материалы » Естественные науки

Последние обновления на форуме:
  • РЕФЛЕКСИЯ Сетевой проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (28.11.2016) 19:23 Всего сообщений:(44)
  • Беседка 2
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (27.11.2016) 13:40 Всего сообщений:(274)
  • Внеклассная работа по иностранному языку
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (21.11.2016) 11:55 Всего сообщений:(11)



    разработка урока по природоведению "Вулкан-это..."

    Скачать с сервера (66.3Kb) 23.11.2015, 12:09
    Автор: Воеводина Лилия Викторовна (учитель биологии и географии, МБОУ Зерносовхозская СОШ имени М.Н.Костина п.Новоселки)

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
    Цели урока:
    Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами ИК-технологии Задачи:
    Образовательная: Помочь учащимся сформулировать определение термина «Вулкан», изучить его строение и раскрыть причины образования.
    Развивающая: Закрепить умения и навыки работы с географической картой, развить умение ставить цель, анализировать познавательный объект.
    Воспитательная: воспитание научного мировоззрения о стихийных явлениях природы, уважать мнение других, уметь слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.
    Технология: ИК- технология
    Методы обучения: частично-поисковый, метод исследования, объяснительно-иллюстративный.
    Оборудование: опорные конспекты, атласы по природоведению, учебник «Природоведение» для 5 класса под ред. А.А.Плешакова, презентация по теме: Вулкан - это..., картина К Брюллова «Последний день Помпеи», сигнальные карточки, химические реактивы для опытов.
    Ход урока:
    1. Орг.момент.
    2. Проверка домашнего задания. (Слайд 1.)
    Задание 1. Тест.
    1. Районы, где особенно часто встречаются землетрясения
    а) Сейсмически активные
    б) Сейсмически пассивные
    2. Место, где происходит сдвиг горных пород называют:
    а) эпицентром
    б) очагом землетрясения
    3. Прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки
    а) рихтограф
    б) сейсмограф
    (Ответы с критериями оценивания на слайде для самопроверки)
    З.Постановка темы с целями и задачами урока.
    Ребята, сейчас вы мне поможете озвучить тему урока. Для этого мы должны отгадать загадки. (Слайд 2.)
    Загадка 1. Носит бабка снежную шапку, каменные бока закутанные в облака, (гора)
    Загадка 2. В огне горы родился, от огня убежал, и в небе пропал, (дым)
    Загадка 3. Жевать - не жую, а всё поедаю, сжигаю, (огонь)
    Каким географическим объектом можно объединить эти слова? (Вулкан)
    Тема нашего урока: Вулкан - это.,.. (В конце урока каждый должен продолжить эту фразу, создать свой образ вулкана.)
    На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке? (Что такое вулкан? Как, где, почему образуется вулкан?)
    Эти вопросы и входят в цели и задачи нашего урока.
    Слайд 3. (Цели и задачи урока)
    4.0бъяснение новой темы.
    Наша Земля-это планета, маленькая частичка во Вселенной. Внутреннее строение Земли сложное. Давайте вспомним с вами, что у Земли внутри.(Слайд 4. работа с интерактивной доской)
    В центре Земли расположено ядро, затем следует мантия, и земная кора, которая является верхней частью литосферы.
    Земная кора состоит из литосферных плит. Их 13 (7 больших, остальные маленькие). Литосферные плиты движутся , сталкиваются друг с другом. При столкновении двух плит происходит смятие в складки, образуются горы. А если одна плита поднырнула под другую, то образуется впадина.
    Вулканы расположены вдоль границ литосферных плит. Главная зона вулканических процессов - Тихоокеанское вулканическое кольцо. Самое большое скопление вулканов на Земле (Работа с физической картой полушарий.) Приведите примеры вулканов расположенных в Тихоокеанском вулканическом кольце. (Учащиеся выходят к доске и прикрепляют красные
    звёздочки к карте иголочками.)
    Ребята, давайте послушаем красивую легенду к узнаем, откуда к нам пришло название «Вулкан» (Сообщение учащегося)
    «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: бить тяжёлым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотком, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы. Говорят с тех пор. все огнедышащие горы стали называть вулканами.»
    Учитель: Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов. Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер и покровитель кузнечного дела. И у древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, а затем был переименован в Вулкана. (Слайд 4.)
    Учитель: Теперь давайте действительна узнаем, что такое вулкан? (Самостоятельная работа с учебником)
    Откройте учебники на странице 73 (учебник «Природоведение» для 5 класса под ред. А.А.Плешакова) и прочитайте, пожалуйста, 2 и 3 абзацы.
    Работа с опорным конспектом. Подпишите части вулкана.

    Учитель:У нас возникли дополнения к образу о том, что такое вулкан. (Вулкан - это гора, имеющая вулканический кратер, жерло, очаг магмы).
    Следующее задание: Работа с терминами.
    Магма -- это расплавленное вещество мантии.
    Мантия - это внутренний слой Земли, температура которого равна 2.000 С Лава — излившаяся на поверхность магма.
    Какую логическую цепочку можно построить?
    В чём отличие магмы от лавы? (В химическом составе. Когда магма движется по жерлу, она теряет часть газов, и при излиянии на поверхность называется уже лавой, а не магмой.)
    Учитель: При извержении вулкана на поверхность выходит не только лава, это еще и вулканический пепел, вулканические камни, вулканические газы. И сейчас, экспериментальным путём мы исследуем вулканические извержения.
    На столах, в штативах расположены 2 пробирки. В одной - сода, в другой - разбавленная уксусная кислота или лимонная кислота. (Работа в парах). Добавляем уксусную кислоту в соду и наблюдаем за реакцией в пробирке. Какой вывод мы можем сделать? (произошло выделение газов. Точно такой же процесс происходит и з природе.
    Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору, с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. ( Слайд 5). Типичные вулканы есть на Камчатке. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Напоминают щит. Их название щитовые вулканы. (Это вулканы Гавайских островов).
    Какие горные породы образуются из магмы? Магматические. Пемза - лёгкая, не тонущая в воде, и поэтому используется в качестве теплоизолятора, базальт - идеальный вариант для укладки мостовой и т.д.)
    Но вулканы отличаются не только формой. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если извержения прекратились совсем, их называют потухшими.
    (Работа с картой и заполнение таблицы,)
    действующие потухшие
    Ключевская Сопка (самый высокий вулкан России), Везувий, Фудзияма Г. Эльбрус (самая высокая вершина России), Килиманджаро, Аконкагуа.

    (Физкультминутка)
    Собираемся в поход,
    Горная страна нас ждёт,
    Там вулканы ввысь взлетают,
    А потом все затихает.
    Сообщения учащихся.
    1) «В нашей стране много действующих вулканов. На Камчатке - 30 и Курильских островах -40. Самый большой из них Ключевская Сопка.(показ слайда 6.расположен на Камчатке. Его высота - 4750м. Это не Сопка, а огромная конусообразная гора. За три последних века вулкан извергался более 60 раз. В 1994 году извержение сопровождалось ужасным грохотом: в радиусе 50 км, содрогалась почва, вулканические бомбы взлетали в воздух. (Работа с уч., стр. 74, 2 абзац - что такое вулканические бомбы?). Ключевская Сопка не только один из наиболее активных вулканов мира, она - редкая природная лаборатория, где вулканологи изучают процессы, совершающиеся в земных недрах».
    2) «На территории Италии расположены вулканы прославившиеся в веках буйным своим нравом и катастрофическими извержениями. Это Везувий и Этна. Они являются национальной гордостью страны, природными достопримечательностями и вместе с тем источником горя и страданий жителей прилегающих к ним территорий. Знакомство человечества с вулканами началось именно с Везувия, ибо о нём в Европе никто и ничего достоверно не знал до 79 г.н.э., когда произошло страшное извержение этого вулкана. Извержение Везувия изобразил на своей картине русский художник Карл Брюллов «Последний день Помпеи».
    Слайд 7. Картина К.Брюллова «Последний день Помнен»
    Пояснения учителя: Везувий стал причиной гибели знаменитого итальянского города Помпея. Это событие было настолько неординарным, что нашло своё отражение в литературе, искусстве и известный русский художник запечатлел это событие на знаменитой картине «Последний день Помпеи». Извержения Везувия повторялись более чем 80 раз. Среди них были и очень сильные, например, 16 декабря 1631 года, когда погибло около 7000 человек, и 15 городов были разрушены грязевыми потоками.
    Обобщение и систематизация изученного материала.
    Возвращаемся к работе с опорными конспектами, обобщаем изученный материал и поэтапно формулируем общий вывод, что вулкан - это геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре, по которой на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы. Работа с сигнальными карточками.
    1. Как называется отверстие из которого вытекает магма?
    а) Кратер
    б) жерло
    2. Какая температура в мантии?
    а)2000 С
    б)4000 С
    3. Какие горные породы образуются в результате излияния магмы на поверхность?
    а) Осадочные
    б) Магматические
    4. Сколько литосферных плит насчитывается в земной коре?
    а) 8
    б) 13
    5. Самый высокий действующий вулкан в России?
    а)Ключевская Сопка
    б) Килиманджаро
    Разноуровневое домашнее задание.
    «3» - с.73, понятия;
    «4» - с.77, «Подумайте» (2);
    «5» - с.75, охарактеризовать одну из форм вулканических извержений.
    Рефлексия.
    Ребята, мне хочется, чтобы наша планета была мирной, цветущей, чтобы никогда не было войны, чтобы как можно меньше происходило таких грозных явлений природы - как извержение вулканов, землетрясений, наводнений.
    Ток давайте же с вами украсим нашу планету этими прекрасными цветами.(Цветы изготовлены в технике оригами). После всего услышанного и увиденного на уроке попробуйте выразить своё отношение х нашему уроку. На зелёненьких лепестках цветов напишите свои пожелания.
    Категория: Естественные науки | Добавил: lilya-voevodina | Теги: по, Вулкан-это..., разработка, природоведению, Иное, урока
    Просмотров: 315 | Загрузок: 100 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Начал хоровод - танцуй его до конца .
    /Болгарская пословица/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2016
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы