Зачем нужна система уроков по проверке уровня восприятия текста Для овладения умениями творческого чтения и анализа, выявления в нем конкретно-исторического и общечеловеческого содержания в педагогическом арсенале каждого учителя наверняка имеются свои подходы, методики и находки. Диалог в творческой атмосфере по поводу прочитанного, декламирование художественных отрывков, творческая мастерская писателя - эти и другие интересные и разнообразные формы уже давно нашли достойное место на уроке словесников. Не претендуя на комплексное решение проблемы формирования читательского интереса, не вступая в полемику о том, критика или вдумчивого читателя призвана готовить школа, предложенная методика проверки позволит преподавателю вовлечь в творческий процесс каждого ученика, развивать творческое воображение, а главное - реализовать принцип творческой самостоятельности. Пусть каждый школьник сделает собственную интерпретацию, свое открытие художественного мира писателя. Итак, основополагающим на уроках литературы является принцип сотрудничества. Словесник привык к диалогу, к интеллектуальному общению. Он всегда открыт и придет на помощь, растолкует, выделит главное, типическое, объяснит символы, отыщет детали. Чтоб достичь позитивных результатов, на первом этапе я применяю принцип сотрудничества по линии УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - УЧЕНИК – УЧЕНИК, впрочем, как и любой преподаватель . Однако для достижения цели обучения литературе и для проверки читательского таланта этого недостаточно, поэтому мною разработана система, позволяющая определить контакт ученика с искусством слова. Принцип сотрудничества представлен в ней по линии УЧЕНИК- ПИСАТЕЛЬ Применяя этот принцип, учитель фиксирует качество литературного образования, ибо не всегда в процессе коллективной работы удается понять, как умеет читать, видеть и постигать художественный текст каждый читатель в отдельности. Надо признаться, что такие формы контроля, как сочинение, семинары, контрольные работы не дают ответа на этот (согласимся?) важнейший вопрос. Можно отметить некоторую сложность, связанную с самостоятельным постижением художественного произведения, но ученику важно получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для него задач. Иначе, мне представляется, преподавание литературы связано с опасностью замены эмоциональных и эстетических влияний прямой морализацией и проповедью учителя. Для комплексного решения проблемы формирования читательского интереса я основываюсь на принципе творческой самостоятельности. Для воспитания вдумчивого читателя наряду с общепринятыми приемами использую авторскую методику проверки восприятия художественного текста по десятибалльной шкале. К сожалению, система оценивания, так скрупулезно подсчитывающая количеcтво допустимых речевых и грамматических ошибок, оставляет учителю право маневра между “5” и “3” по принятой пятибалльной шкале. Впрочем, целью данной работы не является подробная характеристика принятой в школе системы. Хотелось представить разнообразие подходов в решении задач литературного образования. Необходима шкала, которая дает возможность более глубокого анализа достижений ученика на определенном этапе. Поэтому 2 раза в год при проверке уровня восприятия незнакомого (но подготовленного всей системой работы) текста я использую десятибалльную шкалу. Для повышения мотивации к изучению предмета важно отсутствие «2», ведь отметка «4» и «5», свидетельствующая о невысоком уровне восприятия текста, не обижает ученика, не отбивает желание двигаться дальше по трудному пути вдумчивого читателя. И хотя «10» почти недосягаема на первом этапе работы, путь к сотворчеству уже открыт. Оценка - это своеобразный фокус, вбирающий всю умственную и духовную работу над художественным произведением. Учеников интересует не столько балл, сколько уровень их работы.
Принцип отбора произведений для контроля Многолетняя апробация данной технологии на кафедре словесности Бийского лицея убедила в необходимости тщательного отбора произведений для урока. Следует руководствоваться следующими условиями:
во-первых, предлагается художественный текст, ранее не прочитанный детьми;
во-вторых, жанровое своеобразие его должно быть обозначено и хорошо уяснено учениками ранее (юмористический рассказ или философская миниатюра); [l]в-третьих, основное задание для интерпретации произведения должно прозвучать до чтения. Например, для девятиклассников в начале учебного года предложен рассказ В.Я.Шишкова “ Спектакль в селе Огрызове” из цикла шутейных рассказов. Учителю следует акцентировать внимание на слове “шутейный”, т.е. юмористический, так как это во многом повлияет на характеристику главного героя, ибо художественной задачей писателя-сатирика является фокусирование порока. Перед чтением рассказа следует задать основной вопрос, чтоб ученики по ходу работы уже искали ответ и отбирали аргументы и иллюстрации. В 11 классе до знакомства с текстом следует обратиться к понятиям «модернизм» и «сюрреализм», акцентируя внимание на многообразии субъективных интерпретаций бытия. Система проверки уровня восприятия текста позволяет проверить, как реализованы общие цели и задачи предшествующего уроку периода обучения.
объект контроля 8 класс- 1полугодие Е.Носов « Белый Гусь» 2 полугодие А.Чехов « Радость» Владение навыками письменной речи учащихся; Понимание нравственных ценностей и художественного многообразия русской литературы; умение сопоставлять эпизоды 1 части и финала и делать выводы исходя из целостной художественной картины.
9класс 1п. В.Шишков “ Спектакль в селе Огрызове”. 2п.М.М.Пришвин Миниатюры “Молодые листики”, “ Старый скворец”, “Ритм”
эмоциональное восприятия художественного текста; образное и аналитическое мышление; творческое воображение; читательская культура и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств.
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия; ирония; типизация.
11 класс 1п. Л.Петрушевская ”Новый Гулливер”. 2п. Е.Замятин “Дракон”.
овладение умением чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Базовые теоретико- литературные понятия Класс Базовые понятия; Структурообразующий принцип 8литературный герой – образ – литературный процесс проблемно-тематический 9 эпоха – писатель – произведение – читатель хронологический
10-11 базовой уровень проблема – художественное произведение – читатель проблемно-тематический
10–11 гуманитарный профиль
процесс – автор – произведение – художественный мир писателя – литературный процесс хронологический историко-литературный
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ По-настоящему прочесть художественное произведение - значит пережить его, понять, обдумать, связать с контекстом автора, вписать в литературный процесс. Ученик имеет навыки оценочного чтения, может самостоятельно соприкасаться с эстетическим и нравственным опытом мастера. Оценка - это своеобразный фокус, вбирающий всю умственную, духовную работу над художественным произведением. При оценивании сочинений следует исходить из трех уровней читательского восприятия: 1 уровень- эстетический. Дана глубокая, доказательная оценка произведения как единого художественного целого, проявлена способность к образной конкретизации, в слове выражены представления, мысль и чувства. 2 уровень - аналитический. Аргументированные суждения основаны на понимании сюжета, конфликта и других важных компонентов текста, однако целостной художественной картины нет. 3 уровень- репродуктивный . Воспроизведена сюжетная линия и отдельные описания вне системы образов. Отметка за работу выставляется в тетрадь по десятибалльной шкале, а в журнал - по пятибалльной.
1,2 - непонимание содержания и сюжета; 3 - нестройный пересказ сюжета; неумение содержательно соотносить работу с поставленной задачей; 4 - пересказ сюжета, привлечение минимальных литературных знаний; 5 - ответ на вопрос с привлечением литературного контекста, 6 - акцент на проблеме, понимание художественных приемов ; 7 - 2 и более позиций сопоставления; содержательное и аргументированное обоснование для сопоставления; 8 - фактические ошибки в ответе отсутствуют 9 - эмоциональная чуткость к слову, интонации, стилю; понимание специфики задания: анализ в системе образов; формулировка свей позиции с учетом позиции автора; умение приводить доводы и аргументы; знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; 10 баллов фактические ошибки, орфографические и пунктуационные в ответе отсутствуют
10 БАЛЛОВ выставляется за работу, выполненную на эстетическом уровне, с охватом целостной художественной картины. Суждения основаны на глубоком осмыслении текста, Предлагаемая версия объяснения общего смысла произведения дана в тесной связи с авторским замыслом. Автор такой работы показал искусство письменной речи. 9 БАЛЛОВ Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей между частями текста, концепционное восприятие композиции. Отдельные недочеты в языке сочинения. 8 БАЛЛОВ, Ставится за сочинение, убедительно раскрывающее основное содержание, обнаруживающее умение делать выводы и обобщения, стилистически соответствующее содержанию; части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, 7 БАЛЛОВ. Отдельные недочеты в языке сочинения; нарушение последовательности внутри смысловых частей высказывания 6 БАЛЛОВ. Ставится за работу, в которой в целом дан верный, но недостаточно полный ответ, обнаруживается недостаточное умение делать выводы, отбирать фрагменты текста. 5 БАЛЛОВ. Нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания; ошибки в изложении, нарушение последовательности. 4 БАЛЛА. Ставится за сочинение, не содержащее ничего, кроме умелого пересказа; текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария. 3 БАЛЛА. Ставится за сочинение, в котором отсутствует умение комментирования текста; грубые нарушения последовательности пересказа. 2-1 БАЛЛ. Это отметка для тех, кто пока не смог ничего объяснить и понять. Столь кропотливая проверка работы, выставление отметки, объяснение и комментирование необходимы, что вызвано большой сложностью в восприятии указанного текста. Такие уроки по проверке уровня восприятия художественного текста эффективны только в системе и в подготовленном классе.
Рекомендации к уроку по проверке уровня восприятия художественного текста в 11 классе См. приложение
Осмысление творческого наследия Е. Замятина началось недавно. Выпущены из спецхранов на волю его книги, изданные в 20-е годы. Роман “Мы” дошел до читателя с чудовищным опозданием - почти на семь десятилетий. Такой срок мог стать роковым, если б не смелость художественного эксперимента, опережавшего время. К восприятию такого эксперимента сегодняшний читатель подготовлен лучше, чем многие современники Замятина. Готовы ли к такой работе старшеклассники? Каждый учитель отвечает на этот вопрос сам. Ведь этот художник обладает особой техникой художественного слова. Писатель уходит от бытописательства,” отражательства”, которое захлестнуло литературу, к свободе обобщений. Он убежден, что искусство “уйдет от живописи - все равно почтенно-реалистической или модерной - от быта - старого или новейшего - к художественной философии.” И если ученики готовы воспринимать художественную философию, или синтез, смело планируйте уроки по Замятину. А как проверить готовность учеников к такого рода чтению? Для этого разработан цикл самостоятельных исследовательских работ на четвертом курсе, который помогает учителю определить уровень восприятия художественного текста, т.е. уровень читательского таланта. Он построен на принципе от простого - к сложному: . Анализ стихотворений И.А. Бунина. Эсхатологические мотивы в лирике. Декадентские мотивы в поэзии символистов. Страшный мир в лирике А.А.Блока. Е.Замятин “Дракон” (рассказ). Ведь в исторической ретроспективе теории Замятина, его практика прокладывали дорогу Булгакову и Платонову. Ученикам предстоит постичь тайну его малой прозы - психологической новеллы, где обычный для Замятина строгий корабельный расчет окутывает словесной метелью, настраивающий на погружение во внутренний мир человека, когда происходит “раскачка” традиционной нравственности, когда противоестественное - убийство, ожесточение, страх - становится естественным. В 1924 году Замятин писал : “Правда - вот чего в первую голову не хватает литературе. Писатель изолгался, привык говорить с оглядкой и опаской. Оттого литература не выполняет самой примитивной, данной ей историей задачи: увидеть нашу неповторимую эпоху во всем, что в ней есть отвратительного и прекрасного. Для высиживания патриотических яиц считалось полезным густо обклеивать их сусальным золотом - и кроме этого сусального золота, не осталось почти ничего”. Именно поэтому он считает, что иные писатели дадут материал только для истории русской революции, иные - для истории русской литературы. Основные признаки новой формы - быстрота движения (сюжета, фразы),сдвиг, кривизна ( в символике и лексике). Как будто бы хаос как будто противоречивых вещей, случайно выброшенных на одну плоскость. Но оглянитесь еще раз - и вы увидите: там фокус, где собраны эти рассыпанные лучи. В изображении художника Анненкова иллюстрация к поэме “Двенадцать” выглядит так: Петруха, голая осенняя ветка, воронье, провода, разбойничий нож, церковный купол. Отдельные предметы в единой образной системе. Так и у Замятина. Сегодняшний читатель договорит картину словами, и им самим договоренное, дорисованное будет врезано в него неизмеримо ярче, прочнее. Так синтетизм открывает путь к совместному творчеству художника и читателя. Текст рассказа Е.Замятина “Дракон” лучше воспринимать не на слух, а с печатного листа. Предложенные ксерокопии необходимы для самостоятельной работы. Если задача учителя - проверить уровень восприятия художественного текста у каждого в отдельности, то подготовительная работа может сводиться к следующему: 1. Знакомство с одним из течений литературного модернизма 1910-1920 гг. лучше осуществить на вводных лекциях об эпохе “серебряного века”. Учащимся уже известно, что экспрессионизм - это искусство крика, что для данного эстетического направления характерен сильнейший социально-критический пафос, разоблачение механизма цивилизации, протест против подавления личности. Стилистика экспрессионизма тяготеет к абстрактности, острой эмоциональности высказываний, обильным использованиям фантастического гротеска. 2. Акцентирование внимания на дате “ 1918” позволит учащимся следовать за авторской позицией и избегать конъюнктурных высказываний, упрощений, поверхностного максимализма в столь сложной теме, как революция. 3. Учителю необходимо предварить самостоятельный анализ текста выразительным чтением рассказа. В подготовленных классах комментарии, разъяснения и вопросы не нужны. Полная свобода и в выборе жанра сочинения: от эссе до заметок на полях. 4. Следует отметить, что знакомство с Е.Замятиным и его романом “Мы” произошло на 3 курсе (в 10 классе). Учащиеся имеют представление о жанровом своеобразии антиутопии, об особенностях индивидуальной манеры автора, о философском плане художественных обобщений писателя. На втором уроке учителю предстоит не только прокомментировать письменные работы, но и восстановить целостную систему образов. Беседу можно построить необычно: выписав спорные, противоречивые суждения из работ, зачитать их и выслушать мнения учеников. Чтоб приступить к целостному анализу, следует настроить учеников на воссоздание образа эпохи. Музыка (”Время, вперед” Г. Свиридова) поможет в этом. Интересно обратиться к размышлениям Е.Замятина о революции. Статья “О литературе, революции, энтропии и о прочем” 1923 года поможет разобраться в главном - необратимости происходящего. ( Избранные произведения Е.Замятина, Москва “Советская Россия 1990г ). “Две звезды сталкиваются - Это революция.” Обратим внимание: “две мертвых, темных звезды сталкиваются и с оглушительным грохотом зажигают новую звезду.” Так, начиная с размышлений над темой, воссоздаем всю систему образов рассказа “Дракон”. см таблицы и схемы в приложении ТЕМА революция - это “тяжелая болезнь, мучительная операция больного ”(Н.Бердяев). ИДЕЯ революционное обновление сопряжено с огромными нравственными потерями. ГЕРОЙ эпоха красноармеец Проводник в Царствие Небесное \
Использование фракталов и опорных схем при анализе сочинений в 10 классе Анализ ошибок - неотъемлемая часть контрольного урока: ведь вопросы еще не исчерпаны. « Что рассказал о себе Григорий Иванович?» ( Зощенко «Аристократка» ) «В чем загадка « Загадочной натуры?» ( по рассказу Чехова). «Человек и мир в рассказе Л.Петрушевской» и др. Фрактал демонстрирует систему образов, акцентирует внимание на тех аспектах, которые, возможно, остались вне поля зрения ученика. Сопровождать работу по схеме можно отрывками из сочинений с противоположными выводами - это создает эффект полемики и приводит к глубокому прочтению произведения. «…Мохов считает свое произведение великим» « Герой совершенно пустой и неестественный» « Павел любит свою родину и односельчан» «Он задумал из простых русских холопов сделать артистов» «…Пьеса рассчитана на такого же недалекого зрителя, как сам Павел.» «Павел - талантливый организатор» Образцы фракталов даны в приложении
Анализ достижений учащихся Приведенные в полной версии работы графики наглядно демонстрируют преимущество данной системы контроля, т. к она действительно отслеживает динамику достижений ученика. Анализ проведен в 11 классе ( гр.141) физико-математического отделения за 2004, 2005, 2006 года. на диаграмме 1к, 2к, 3к ...– № контрольных проверок уровня восприятия 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 - выставленные баллы На рис. 4 и 5 представлены результаты проверки восприятия художественного текста по десятибалльной шкале за 3 учебных года. Балл «7» и «8» соответствует отметке «4». Видна динамика учеников, стабильно имеющих в журнале «4», их личное достижение - 8 баллов, однако нетрудно заметить, что читательское умение сформировалось только к 11 классу. Специальная система подборки художественных текстов, относящихся к различным литературным направлениям, усложнение задания контрольного урока, создание атмосферы творческой самостоятельности усиливают мотивацию к учению. В 2010 году в профильной группке филологов уже к 11 классу из 15 учеников 10 баллов имели 4 чел, 9 - 5 чел., 8 - 2чел., 7- 3 чел., 6-0 ... что свидетельствует о высоком уровне читательского мастерства. Такая система проверки позволила Солодянкиной Елене получить 100 баллов по литературе на ЕГЭ, Щербаковой Н.- 89 баллов И всем экзаменующимся подтвердить отметку « 5».
Приложение Образец развернутой схемы, используемой на 2 уроке при оценке работ, которая поможет учащимся составить систему образов произведения.
Ольга Васильевна! Мне понравилась Ваша методика. Действительно, десятибалльная шкала даёт нам возможность более глубоко проанализировать достижения ученика на определённом этапе. Надеюсь, Ваш материал заинтересует коллег. С уважением, Евгения.
Ольга Васильевна! Согласна с Вами. Эта система обязательно заинтересует детей! Но, к сожалению, не все учителя используют её в своём учебном процессе. Спасибо Вам за представленный материал! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Ольга Васильевна! Мне Ваша методика интересна. Она не обычна, но, на мой взгляд, даёт полнее представление о знаниях ученика. Попробую и у себя ввести эту методику. Спасибо Вам. Надеюсь, что будет возможность познакомиться с другими Вашими наработками. С уважением, Наталья Фёдоровна.
Ольгга Васильевна, Вы разработали удивительную методику, которая заслуживает особого внимания учителей и учеников. Вы провели такую кропотливую работу и добились замечательных результатов. Согласна с коллегами, что Ваша методика заинтересует учащихся, особенно тех, кто хочет связать свою жизнь с филологией. Вашу наработку возьму на вооружение, попробую использовать в своей работе. С уважением, Нина Николаевна.
Уважаемая Наталья Федоровна! Благодарю за высокую оценку моей работы. Говорить о полном представлении о знаниях ученика , может, и рано, но вы верно заметили: УЧЕНИКА- в отдельности от всех. Мы ведь часто грешим, мол, ученики поняли, ответили, рассуждали. А что умеет Вася , Петя, а не 10А? Ради этого такая проверка.. С уважением,Мишакова О.
Уважаемая Нина Николаевна! Трудно не согласиться, что работа по проверке уровня восприятия кропотливая. Однако Вы заметили, что при этом тексты не утомительны для детей . Ведь я предлагаю их на втором уроке учебного года и на 1 во втором полугодии. Смешной рассказ Шишкова, веселые и яркие чеховские, искрометная " Аристократка" Зощенко. В 11 классе , конечно, иначе, но там уж опытный читатель. Знаете, дети любят эти уроки, особенно анализ , когда их высказывания( боже! какие разные!) становятся ключом к системе образов. Не любят они, когда перевожу их отметки в 5-балльную систему...Увы. Спасибо Вам за отзыв. С уважением, Мишакова Ольга Васильевна.
Ольга Васильевна! Большое спасибо!. С великим удовольствием прочитала вашу работу. Нечто подобное использовала на элективных занятиях по творчеству М.Булгакова. Участники курса с удовольствием работали по десятибальной системе. Так мы изучили "Похождения Чичикова", "Зойкину квартиру", " Роковые яйца", "Записки юного врача". Творческая защита показала, что каждый участник спецкурса добился определенных результатов, т.е. налицо - творческая самостоятельность каждого. А вот применить для всех учащихся я не рискнула. Решила после изучения вашей работы использовать данную методику во всех классных коллективах, в которых веду литературу. Со списком предлагаемых произведений в целом согласна. А что если в 10 классе у Чехова взять не "Загадочную натуру", а рассказ "Пари"? Мне кажется, что это произведение в полной мере подведет итог всему тому, чему мы их научили в области понимания литературы, отношения к книге, нравственности и т.д.? Еще раз спасибо. С уважением, коллега.
Уважаемая Светлана Ивановна ! Очень приятно, что Вы на своем курсе обращались к тем же произведениям, что и мы в кружке. Мы еще и Аверченко прихватили , и " Сатирикон" ( особенно Теффи понравилась детям) - спектакль в стиле "кабаре" сделали. Но, увы, выдохлись быстро. Детей выпустила и решила не повторять. А что касается системы и 10 балльной шкалы, так здесь главное- принять идею и взвалить на себя эту проверку. Список для чтения долго " утрясался", но он подвижен и менять его приходится. Уровень подготовки детей требует. " Пари" Чехова вполне проверит уровень. Спасибо Вам за добрые слова и интерес к статье ..
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить. /Г. Бруэм/