Автор: Климова Т.Г., Симонова Н.В. (учитель рус. языка и лит-ры, учитель географии и биологии, МБОУ СОШ №42 им. Л.Н. Толстого п. Лев Толстой Липецкой обл.)
Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (литература и география). Вести его будут два учителя. Это занятие посвящено биографии и трудам М.В. Ломоносова. В преддверии 300-летия учёного мы решили провести урок, в котором основная роль отводится его вкладу в российскую науку. К концу урока у учащихся должно быть сформировано умение отличать экономические районы РФ и три «штиля» русской поэзии. Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, дает им возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном ритме, что стимулирует умственную активность.
Уважаемые коллеги! Представленная разработка урока безусловно интересная, само сочетание урока литературы и географии необычно. Но в разработке урока, представленного Вами, на мой взгляд, есть ряд недоработок: 1. Целей, которые Вы сформулировали слишком много, а задач гораздо меньше, но ведь задачи должны работать на достижение целей. А представленные задачи едва ли могут в полной мере могут помочь достичь целей. 2. В методическом сопровождении есть раздел "технологии", но разве "персональные компьютеры" - это технологии. Компьютер, пусть и персональный, - это всего лишь средство обучения. 3. В презентации, на мой взгляд, тоже есть кое-какие недоработки: не очень удачный фон слайда, поэтому и рисунки, размещенные на слайде 2 и др., смотрятся недостаточно хорошо. На третьем слайде информация, которая постепенно появляется на слайде, могла бы иметь другой вариант маркированного списка (телефончики как-то не вяжутся с временами Ломоносова). На слайде 4 заголовок написан с маленькой буквы. Текст на некоторых слайдах слишком мелок, его не совсем удобно будет читать детям. В качестве рекомендации: может быть стоит "разбавить" текст иллюстрациями, тогда разнообразные виды информации будут удачно сочетаться. С уважением, Наталья Валерьевна Баранова
Здравствуйте, Наталья Валерьевна! Согласна, с целями мы, наверное, переборщили, персональный компьютер, конечно же, не относится к технологиям, скорее уж к оборудованию, недоработка, будем исправлять, не совсем поняла, чем не устроил Вас фон презентации, на третьем слайде телефончиков я не заметила, возможно они появляются только у Вас :), по правилам создания презентации шрифт не должен быть меньше 18 кегль, у нас это происходит только в одном случае - слайды 14-15, но там таблица, которую по-другому трудно будет расположить, урок рассчитан на 9 класс, тема довольно-таки серьёзная, поэтому, думаю, информации не так уж и много.
Уважаемые коллеги! Вы представили интересный опыт проведения интергрированного урока. У меня нет опыта проведения подобных занятий, поэтому с интересом изучила Ваш опыт. Интересно было бы узнать, как восприняли урок ребята, успевали ли переключаться с одного предмета на другой. Ведь темы представлены объёмные! Небольшой совет: на 3 слайде кавычки очутились перед 1). Спасибо за пример интегрированного урока! С уважением, Тарасова Т.Ю.
Благодарим за Ваш отзыв, Татьяна Юрьевна! Труды Ломоносова обширны, поэтому показать их в течение 45 минут, конечно же, нереально, однако, совместив два полярных предмета в одном уроке, мы, я надеюсь, смогли выявить параллель между вкладом учёного в географию и литературу. Перед началом занятия, не скрою, было беспокойство, что что-то упущено, но всё, по-моему, получилось замечательно. Урок построен так, что детям было нетрудно переключаться, поскольку переходы довольно-таки плавные и ребята быстро это делали. Мы постарались учесть все пожелания и подкорректировали работу.
Добрый день, Татьяна Геннадиевна и Наталия Вячеславовна! Урок замечателен, хорошо и поэтапно расписан, но просьба подработать его методически: 1) цели и задачи. Какая главная цель вашего урока? Какие задачи вы решали в ходе урока? 2) Технологии. Презентация - мультимедийное сопровождение урока, но никак не технология. С уважением, Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Татьяна Викторовна, в нашем уроке две основные цели - познакомить учащихся с причинами районирования России, определить условия, влияющие на специализацию района; отработать навыки вычленения элементов композиции литературного произведения, из этого следует явная задача – на примере трудов М.В. Ломоносова выявить связь литературы и географии. Под технологиями в данном случае понимается вид работы – у нас на уроке дети пользовались компьютерами персонально. У каждого была открыта данная презентация, поскольку предполагался выход в Интернет, это было просто необходимо, чтобы ребята сами могли подтвердить свои ответы на домашнее задание, познакомиться с географическими районами РФ и узнать об их особенностях.
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна и Наталия Вячеславовна. Интегрированный урок - это всегда очень интересно и в то же время - очень сложно, особенно грамотно его описать и представить. На мой взгляд, Вам это удалось. Спасибо за содержательный ресурс. Думаю, что многие коллеги возьмут с удовольствием его в свои копилочки. Вот только возник вопрос о продолжительности такого насыщенного урока - достаточно ли 45 минут, чтобы уложиться и реализовать все запланированные этапы урока? Мне кажется, как это чаще бывает при проведении интегрированных уроков двумя учителями, два по 45. И ещё вопрос - в ресурсе представлена содержательная презентация, а в конспекте урока я не увидела описания форм и правил работы с этим ЭОР. Желаю удачи в фестивале и творческих успехов. С уважением, Ермолаева И.А.
Татьяна Геннадиевна, Наталия Вячеславовна вы достаточно интересно и качественно осуществили замечательную идею, показали многогранность нашего соотечественника, объединив географию с литературой. Очень значимо, что вы задействовали самих учащихся в процесс добывания знаний, причем использованы самые разные виды работ (карта, учебник(!), Интернет(!!!)), т.е. формируете не только предметные, но и универсальные учебные действия. Позвольте несколько мыслей вслух. Использованная вами технология называется «информационно-коммуникационная», презентация и Интернет – ресурсы (не методы). Цель показывает, что хочу достичь, а задачи – как этого буду добиваться. У вас цель слишком глобальна (а если так: «Расширить знания … в области …»). Записанные в целях - познакомить ... и отработать ... – это задачи. Было бы неплохо организовать рефлексию, тогда бы вы увидели степень понимания изложенного материала. Например, можно некоторые вопросы итоговой беседы использовать в форме рефлексии. Вопросы итоговой беседы затрагивают темы двух предметов (+), а вот домашнее задание дано только по географии (?). О презентации. Если говорить о правилах ее оформления (т.е., в первую очередь, о здоровьесбережении), то: 1.Шрифт надо использовать без засечек (Verdana, Arial, Cаlibri и т.п.). 2.Размер основного текста 22-28 кегль. 3.Анимация не самым лучшим образом действует на зрение и внимание, поэтому ее применяют в обучающих ресурсах, если она оправдана, т.е. не для эстетики, и вы можете ответить на вопрос «Зачем она?» (зачем крутиться карта?). По требованиям здоровьесберегающей технологии (а любой учитель обязан применять ее на каждом уроке), не может быть исключений. Просто текст на слайде №3 можно разделить на два слайда. А в таблице можно убрать заголовок (он есть в учебнике), убрать пробелы (особенно в названиях граф!), сузить третью графу, может быть подумать над формулировками (ведь первый пункт расшифровывается тремя последующими). 14 кегль будет не возможен для беспроблемного восприятия всеми учениками, тем более средние и последние (!) парты – смысл применения таблицы теряется. А 18 кегль допустим для презентации, если она читается в режиме просмотра с компьютера. Успехов вам в дальнейшей разработке системы интегрированных уроков! Спасибо за не стандартную разработку урока, с уважением, Татьяна Леонидовна Быкова.
по поводу д/з по литературе - Написать размышление на тему «Я и моя страна» (мой вклад в развитие независимого государства; мои главные обязанности – учение, учиться; размышление над вопросом, какой смысл вы вкладываете в слова «дух просвещенья»?), на мой взгляд, это задание всё-таки ближе к этому предмету, чем к географии, не так ли?
Добрый день, Татьяна Геннадиевна, Наталия Вячеславовна! Я надеюсь, что вы учтете все замечания по улучшению ресурса. Ждем обновленный материал. С уважением, Татьяна Викторовна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала