Текст и его смысл. 2-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • углубить представление учащихся о понятии текст и текстовая информация;
  • акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации;
  • познакомить учащихся со структурой текста: абзац, предложение, слово, буквы и знаки препинания;
  • рассмотреть понятие “ смысл”;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать бережное обращение к компьютерной технике, интерес к учебной деятельности.

Основные понятия:

  • текст;
  • текстовая информация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Работа с карточками настроения.

II. Актуализация знаний.

  • Какую информацию могут воспринимать и люди, и животные, и птицы?
  • Какую информацию может воспринимать только человек?
  • Несет ли текст информацию для животных и птиц?
  • Какую информацию несут для человека слова и предложения, написанные на бумаге?
  • Имеет ли текст смысл?

Тема нашего сегодняшнего урока “Текст и его смысл” и сегодня мы сможем ответить на этот вопрос, изучив материал урока (Слайд 1).

III. Сообщение нового материала.

При объяснении нового материала используются материалы презентации. /Презентация.ppt/

Рассмотри цепочку букв: ш – к – о – л – а (Слайд 2). Это слово, так как цепочка букв имеет смысл. Что такое школа? (Слайд 3). Это здание, в котором учатся дети.

Рассмотрим другую цепочку (Слайд 4). Это не слово, так как в цепочке букв нет смысла, в русском языке она ничего не обозначает.

Лена и Катя затеяли игру в слова с помощью детских кубиков. Закрыв глаза, они выбирали кубики и выстраивали их в ряд, а потом читали, что получилось. Иногда у девочек получались слова. В других случаях получались бессмысленные цепочки букв (Слайд 5, 6, 7, 8).

Текст состоит не только из букв. Он составлен из символов (знаки препинания, числа и т.д.). (Слайд 9).

Любой символ текста влияет на его смысл. Например, смена знака препинания в конце предложения или в нем полностью изменяет смысл. (Слайд 10, 11, 12).

Пропуск, замена и перестановка одной буквы или одного символа в тексте изменяют его смысл. (Слайд 13).

Смысл слова может изменить и ударение.  (Слайд 14).

Меняется ли смысл слова при изменении шрифта, цвета, носителя информации?

Текст может быть представлен в виде рисуночного письма, буквенного текста, в виде иероглифов или в виде чисел. Текст можно закодировать числовым кодом. Смысл текста при этом не изменится. Изменится только форма представления информации. Закодированный текст (код) –  это новый текст, но имеющий тот же смысл, что исходный текст. При изменении шрифта смысл текста не изменяется, то есть информация, которую несёт письменный текст, остаётся без изменения.

Этот же текст можно написать буквами любого размера на стене, картоне, майке, песке. При изменении носителя информации или при изменении размера букв смысл текста не изменяется.

IV. Физкультминутка “Зарядка”.

Одолела нас дремота,
Шевельнуться не охота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради к §22 (РТ № 2: стр. 29–30).

(Приложение 1.)

VI. Практическая работа.

Предлагается выполнить задания, развивающие навыки работы с текстом. Можно использовать различные диски для учащихся 1–4-х классов. Я в своей роботе использую диск “академия младшего школьника”.

VII. Итог. Выставление оценок.

Выставляется общая оценка за активную работу в повторении, при изучении нового материала, выполнении практической работы.

VIII. Рефлексия.

Возвращаемся к карточкам настроения и следим за его изменением в конце урока.

IX. Домашнее задание.

§ 22, вопросы в конце изучаемого материала.

Литература:

  1. Информатика: Учебник для второго класса. Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса. Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  3. В презентации использованы картинки с сайта rambler.ru