Опыт организации ученического самоуправления в начальной школе

Разделы: Классное руководство


1. Введение

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.

2. Этапы развития коллектива

I Этап:

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

- предъявляет требования

- задает правила и нормы взаимоотношений

- призывает к интересу детей в совместной деятельности

II Этап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

3. Самоуправление в коллективе

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

Предлагаю вам для ознакомления систему самоуправления в 4 классе.

4. Механизм построения и функционирования системы самоуправления в классе

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

В 3-м классе ознакомившись с профессиями, дети сами придумали название сообщество класса “корпорация”.

Начали обсуждать слово “корпорация”, кто-то даже принес толковый словарь. И вот, наш ответ: “корпорация” - объединение, общество. Все вместе составили рабочую структуру “корпорации”. Тут детям предлагалась игровая ситуация : “кем ты хочешь быть в корпорации?” Для того чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников корпорации было наглядно представлено. Прошли выборы и ребятам удалось легко сделать выбор.

Рабочая структура работников корпорации “ Ш – РОСТ – 4 “д” “

Генеральный директор корпорации

 

Фирма

Альфа

Фирма

Бэта

Фирма

Гамма

Директор Директор Директор

Каждая фирма имеет своих специалистов:

Менеджер
Банкир
Юрист
Журналист
Библиотекарь
Специалист по спорту
Специалист по культуре
Хозяйственный персонал
Медицинский персонал

Функциональные обязанности

  • Генеральный директор – координирует и контролирует работы фирм.
  • Директор фирмы – организует и контролирует работу фирмы, создаёт условие для эффективной работы подчиненных.
  • Менеджер – несет ответственность за качество выполнения учебной деятельности и проверяет дневники.
  • Банкир – несёт ответственность за финансовое состояние фирмы.
  • Журналист – отвечает за своевременное издание и выпуск газеты.
  • Библиотекарь – собирает и хранит книги, журналы, газеты и выдает их читателям.
  • Специалист по спорту – проводит утреннюю зарядку, руководит и организует спортивные мероприятия.
  • Специалист по культуре – организует культурно-массовые игры, праздники.
  • Хозяйственный персонал – несет ответственность за чистоту и порядок в классе, ухаживают за цветами.
  • Медицинский персонал – отвечает за здоровье работников, уход за ними.

“Ш – РОСТ – 4д” (школа Рост), целью которой является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании , самоопределении, самореализации. Особенности функционирования нашей системы:

  • Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
  • Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
  • Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
  • Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.

Собрания “Корпорации” по планированию проводятся на первой неделе каждого месяца. Они включают в себя:

  1. Информацию о событиях в классе за неделю (3-5 мин.)
  2. Планирование деятельности (5-7 мин.), (работа в группах 4-5 чел.)
  3. Обсуждение (5 мин.)
  4. Выбор ответственных (3-5 мин.)
  5. Распределение времени и места для подготовки (3-5 мин.)
  6. Рефлексия (3 мн.)
  7. Тренинг (3-5 мин.)

Структура итогового собрания:

1. Информация о событиях в “Корпорации” за неделю.

2. Анализ деятельности фирмы.

Информация о наиболее интересном и важном.

3. Рефлексия

  • Что понравилось, почему?
  • Что не понравилось, почему?
  • Что нам мешает и как это препятствие устранить?

4. Проекты работы

  • Что? Где? С кем?

Самоуправление глазами лидера 4-го класса Черепанова М.

Наша учительница Надежда Егоровна Хаптасова с 1-го класса учит нас быть самостоятельными, творческими личностями. В нашем классе мы распределили обязанности, но не как обычно,например,кто-то учебный сектор,кто-то спортивный сектор, нам нужно было что то новое и интересное. Сперва мы решили создать организацию, которую мы назвали корпорацией. Она состоит из 3-х фирм “Альфа”, “Бета”, “Гамма”. Основоя цель корпорации –ознакомление с разными профессиями.Это поможет нам правильно выбрать профессию,поступить в желаемое учебное заведение,закончить его и работать с большой пользой для блага нашей республики.

Каждая фирма имеет своего директора, менеджера, банкира, медика, юриста, библиотекаря, журналистов, спортивных и хозяйственных специалистов. Директор фирмы руководит и координирует работу специалистов. Ему помогают менеджеры, в обязанности которых входит организация работы внутри фирмы, контролируют за дисциплиной и работой дежурных. Банкиры эффективно распределяют деньги корпорации на организацию праздников, спортивных мероприятий. Библиотекари тесно работают с каждым членом фирмы, следят за новинками. Журналисты каждую среду и по праздникам выпускают газеты фирм. В газетах пишут успехи, результаты фирм, а также обсуждают материалы детской газеты “Кэскил”. Юристы обучают специалистов как правильно вести себя в общественных местах, правила поведения в школе, учат законы “Права детей”. Медики наблюдают за чистотой школьной одежды, за здоровьем специалистов, читают лекции про различные заболевания, пропагандируют ЗОЖ. Менеджеры хозяйственной части отвечают за хорошее состояние классной мебели. В конце каждой четверти Надежда Егоровна, учитывая успехи в учебе и дисциплине, выполнение обязанностей составляет рейтинг корпорации. Лучшие фирмы из фонда корпорации награждаются премиями.

Работа в виде корпорации всем нам очень нравится.

  1. Какую пользу от неё получаем?
  2. Каждый ученик получает понятия разных профессий.
  3. Каждый ученик учится быть самостоятельным.
  4. Каждый ученик познает самого себя, учится самоанализу и исследовательской работе.
  5. Каждый ученик учится быть работоспособным
  6. Коллектив учится стать сплоченным, ответственным.

Статью про нашу корпорацию и её работе напечатали в республиканской газете “Кэскил”, на первой же полосе, которая нас очень обрадовала и которая окрылила нас на дальнейшие успехи в нашей работе – учебе, воспитании, быть достойными, успешными людьми.

5. Заключение

Работая с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяло их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.