Урок математики в 6-м классе по теме "Решение задач на совместную работу"

Разделы: Математика


Цель урока: формирование умений решать текстовые задачи.

Задачи урока:

  1. научить находить способ решения задач на совместную работу с помощью графических схем;
  2. развивать умения анализировать текстовые задачи;
  3. совершенствовать навыки коллективной и самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организация внимания через обращение к опыту учащихся.

Каждый день после уроков вы делаете уборку в классе. Вы предпочитаете выполнять эту работу в одиночестве или с друзьями? Когда человек работает не один, говорят, что люди выполняют совместную работу.

Наш знакомый шестиклассник Петя придумал задачу на совместную работу про уборку класса: “Коля убирает кабинет за 20 мин, а Саша – за 30 мин. За сколько минут они уберут кабинет, работая вместе? На доске – краткая запись.

Петя решил задачу так: 20+30=50(мин) Ответ: работая вместе, ребята уберут кабинет за 50 минут. Верно ли Петя решил задачу? Работая вместе, ребята быстрее или дольше будут убирать кабинет? В результате обсуждения выясняем, что времени при совместной работе потребуется меньше, т. е. Петя решил задачу неверно. Можно ли по краткой записи предложить верное решение? Что кроме краткой записи помогает найти решение? (графическая схема).

II. Постановка цели урока

Итак, сегодня мы будем учиться находить способ решения задач на совместную работу с помощью графических схем и посмотрим, какие еще задачи можно решить данным способом.

III. Актуализация знаний

Вначале проведем небольшую разминку.

1. Замени частное дробью:

1 : 20
6 : 30
7 : 15
99 : 100

2. Найди неизвестное по схеме:

3. Какая из предложенных выше схем подходит к задаче:

“Рабочий выполнил заказ за 23 дня. Какую часть работы он выполнил за один день?”

Вспомним этапы решения текстовых задач:

А) Анализ задачи;
Б) Составление краткой записи или графической схемы;
В) Поиск способа решения;
Г) Решение задачи;
Д) Проверка.

IV. Изучение нового материала

Решим задачу, предложенную Петей, изменив немного вопрос: “Какую часть кабинета уберут мальчики, работая вместе?”

Проанализируем задачу:

  • О каком процессе идет речь?
    О работе
  • Какие величины описывают процесс работы?
    Объем работы, время работы, производительность труда (время работы)
  • Какие величины известны?
    Время
  • Какие величины неизвестны?
    Объем работы, производительность труда (время работы)
  • Как связаны величины?
    Объем работы равен произведению скорости работы на время.

Построим графическую схему к задаче (обсуждаем, какой длины взять отрезок, как показать время работы, как показать часть работы, выполненную за 1 минуту).

Схема:

В ходе построения схемы мы выяснили, что объем работы неизвестен, но для каждого ученика в отдельности и при их совместной работе он один и тот же. В таких случаях удобно объем работы выразить единицей. Таким образом, у нас известны две величины, можно найти третью.

Решение:

1) (кл.) – убирает Коля за 1 мин.

2) (кл.) – убирает Саша за 1 мин.

3) (кл.)

Ответ: работая вместе, мальчики уберут за одну минуту класса.

Ретроспективный анализ:

  1. Что помогло найти решение?
  2. Какой длины выбирали отрезки, изображающие объем работы? Почему?
  3. Какую величину и почему обозначили единицей?

V. Снятие напряжения

Представьте, что это не Коля и Саша выполняли уборку, а Вы. Глубоко вздохнули, сбросили усталость (Психологическое упражнение на расслабление “Поза кучера”).

VI. Закрепление материала

Перед учащимися текст двух задач:

1) Через первую трубу бассейн можно заполнить за 20 часов, через вторую за 30 часов. Какая часть бассейна заполниться через обе трубы за 1 час?

2) Грузовая машина проезжает расстояние между городами за 30 часов, а легковая за 20 часов. Какую часть пути проедут машины за 1 час, если выедут одновременно навстречу друг другу?

Прочитайте задачи и обсудите в парах, подойдут ли эти задачи к построенной схеме? При обсуждении ученики доказывают, что объем бассейна неизвестен, но он один и тот же при работе труб. Также как и расстояние во второй задаче. Таим образом, обе задачи подходят к построенной схеме. Делаем вывод, что данным способом можно решать не только задачи, на работу, но и на совместное движение. Изменив во второй задаче числовые величины, решаем задачу.

VII. Домашнее задание

Выполнить упражнения № 245, №264(2,4). В задаче № 245 провести анализ задачи, построить схему, записать решение.

VIII. Тестовый контроль

Для каждого варианта предложена своя задача

I в – Корова съедает копну сена за 3 дня, а коза может съесть такую же копну за 6 дней. Какую часть копны съедят животные вместе за 1 день?
II в – На птицеферму привезли корм, которого хватит уткам на 6 дней, а гусям на 3 дня. Какую часть корма съедят утки и гуси вместе за 1 день?

Выполните задания, выбрав верный ответ:

1) Проанализируйте задачу и выберите схему, подходящую к предложенной задаче

2) Решите задачу на черновике и выберете верный ответ

А) 9
Б)
В)

3) Определите, какой из вопросов подходит к схеме В:

А - За сколько дней животные (птицы) съедят копну (корм) вместе?
Б - Какая часть копны (корма) осталась несъеденной?
В - Сколько сена (корма) съедят животные (птицы) вместе?

Помощники собирают листочки с ответами и сортируют их в кармашки.

Кто справиться быстрее всех, получает карточку с творческим заданием: составить задачу на движение по схеме.

IX. Рефлексия

Какие задачи учились решать?
Каким числом выражали неизвестный объем работы?
Что было саамы легким?
Что было саамы трудным?
Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я понял, что…”