Компьютерные коммуникации

Разделы: Информатика


Система занятий:

  1. Компьютерные коммуникации. Локальные компьютерные сети. (Лекция.)
  2. Урок-диспут. История Интернет. Основные информационные ресурсы.
  3. Глобальная компьютерная сеть Интернет. (Интерактивный урок с использованием слайдов.)
  4. 5. Основы технологии WWW. Гиперссылка.
  5. 7. Работа с Браузером – Internet Explorer.
  6. Подключение к Интернет. Модемы.
  7. Электронная почта. Почтовая программа Outlook Express.
  8. Компьютерные коммуникации. Подведение итогов. Урок-зачет.

Урок 1. Компьютерные коммуникации. Локальные компьютерные сети

Тип: лекция.

Цели:

  • познакомить учащихся с основными понятиями по теме: “ Компьютерные сети”;
  • повторить ранее полученные знания посредством теста;
  • развитие познавательного интереса, логического мышления;
  • развитие памяти, внимательности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока.

II. Актуализация знаний

  1. 1. Для чего нам необходимы компьютеры?
  2. Виды памяти.
  3. Перечислите стандартные устройства внешней памяти.
  4. Назовите наименьшую единицу измерения информации.
  5. Перечислить более крупные производные единицы информации.

III. Изучение нового материала

На ПК в автономном режиме пользователи могут обмениваться информацией, лишь копируя её на диски.
Компьютерная сеть – это система обмена информацией между компьютерами.
При помощи компьютерных сетей можно решить множество проблем.
Рассмотрим некоторые из них:

  • перенос информации на большие расстояния;
  • совместное использование дорогостоящих аппаратных средств, программных ресурсов;
  • не совпадение флоппи – дисководов;
  • совместная работа над большими проектами.

Компьютерные сети делятся на несколько основных типов:

  • локальные компьютерные сети (объединение компьютеров в пределах одной комнаты, здания);
  • глобальные компьютерные сети (объединение множество локальных, региональных, городских и корпоративных сетей, а также миллионы компьютеров);
  • городские (региональные) компьютерные сети (объединение компьютеров в пределах одного города, региона);
  • корпоративные компьютерные сети (объединение компьютеров принадлежащих к одной корпорации, с целью объединения и сохранения информации);

Рассмотрим более подробно определение и конфигурацию локальной сети.

Локальная сеть – представляет собой коммуникационную систему, позволяющую пользователям совместно использовать ресурсы компьютеров, а также периферийных устройств. Соединения между компьютерами осуществляется посредством кабеля (коаксиальный витая пара, оптоволоконный) через порты (параллельные или последовательные). Каждый компьютер должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Важнейшей характеристикой адаптеров и кабелей, является скорость передачи информации по сети  – от 10 Мбит/с до 100Мбит/с.
Сетевой адаптер осуществляет передачу и приём информации различных аппаратных и программных платформ.
Рассмотрим несколько характеристик разновидностей кабелей:

  • Коаксиальный – самый дешевый и доступный тип кабеля, но с низкой скоростью передачи информации до 10 Мбит/c.

  • Витая пара, содержит пары проводников, скрученных одним с другим. Скорость передачи информации от 10 Мбит/с до 100 Мбит/с.
  • Оптоволоконный кабель представляет собой стеклянный цилиндр, покрытый оболочкой с другим коэффициентом преломления. Скорость передачи информации от 100 Мбит/с.

Кроме кабеля и сетевого адаптера для работы в сети необходимо программное обеспечение, в частности сетевой протокол.

Сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандарты связи, правила обработки ошибок.

Приведём несколько примеров: CSMA/CD, SLIP, PPP, UUCP, ISO, TCP/IP.

Конфигурация локальной сети представляется в различных видах соединений:

1. Последовательное

1.1. Чисто последовательное

1.2. Кольцом

Все указанные схемы могут в свою очередь быть организованы двумя способами:

  1. Одноранговая сеть – построена так, что все компьютеры в сети равноправны. С каждого компьютера есть доступ к информации находящейся на любом компьютере в сети.
  2. Сеть с выделенным сервером. Это когда в сети существует центральный компьютер – сервер, с него происходит управление работой в сети. Остальные компьютеры сети называются рабочими станциями и их доступ к информации полностью зависит от сервера.

IV. Проведение фронтального опроса по изученному материалу

1. Что такое компьютерные сети и какие основные задачи она решает?
2. Перечислите известные вам типы компьютерных сетей.
3. Что нужно для подключения по локальной сети?
4. Какие виды соединений вам известны, для образования локальной сети?

V. Подведение итогов. Оценки

VI. Домашнее задание

Перед учащимися ставиться проблемная ситуация, подготовиться самостоятельно по темам:

1. История развития сети Интернет.
2. Основные информационные ресурсы Интернет.

Основной целью учащихся является как можно лучше подготовиться, чтобы именно их ответ содержал наиболее полную и интересную информацию по рассматриваемому вопросу.

Урок 2. История Интернет. Основные информационные ресурсы

Тип урока: диспут.

Цели:

  • проконтролировать знания учащихся по прошедшей теме;
  • рассмотреть подготовленные доклады по заданным темам;
  • практически поработать в сети.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока.

II. Актуализация знаний

На данном этапе учитель задаёт вопрос ученику по пройденной теме. После ответа ученик должен сам задать вопрос любому ученику класса, а затем дать оценку его ответа. Цепочка задаваемых вопросов и ответов позволяет проконтролировать знания учащихся по пройденной теме, а также выработать умение задавать вопросы и оценивать их.

III. Изучение нового материала

Несколько учащихся рассказывают доклады по заданным темам. Целью остальных является задать как можно больше вопросов по рассматриваемой теме или дополнить своим сообщением. Учитель по ходу урока старается направлять и поправлять при необходимости ответы учащихся. В наличии у учителя также есть несколько слайдов с наиболее интересной информацией, содержащей фотографии и документы из Интернет.

IV. Практическая работа

Учитель объясняет, как осуществить подключение к Интернет, показывая учащимся наглядно его основные информационные ресурсы.

V. Подведение итогов. Оценки.

VI. Домашнее задание: прочесть параграф по данной теме в учебнике.

Урок 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет

Тип урока: интерактивный урок с использованием слайдов.

Цели:

  • изучить новые понятия по структуре Интернет и адресации;
  • закрепить и проверить полученные знания посредством теста;
  • заинтересовать учащихся посредством показа слайдов, обратив внимание на то, что в конце урока будет проведено тестирование по данной теме с использованием локальной сети.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока

II. Актуализация знаний

Вопросы для фронтального опроса:
1. Назвать основные даты развития Интернет.
2. Перечислить основные информационные ресурсы Интернет.
3. Дать определение компьютерной сети.
4. Рассказать о преимуществах и возможностях локальной сети.

III. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся просмотреть ряд слайдов, комментируя по ходу просмотра.

Слайды содержат:

  • Определение сети Интернет.
  • Различные способы подключения к сети.
  • Основную структуру всех соединений.
  • Расшифровка протокола TCP/IP.
  • IP – адрес компьютера.

IV. Закрепление знаний

Закрепить полученные знания посредством теста, который рассылается по локальной сети в виде текстового документа. Ответы учащиеся оформляют в виде текстового документа, сохраняя в своей личной папке.

V. Подведение итогов. Оценки

Уроки  4 и 5. Структура WWW. Гиперссылка

Тип: комбинированный/

Данный урок рассчитан на 2 часа. На первом учащиеся отвечают на теоретические вопросы и изучают новый материал, а на втором созданием и защитой проекта содержащего гиперссылки.

Цели:

  • проверить знания учащихся посредством фронтального опроса;
  • изучить новый материал;
  • практически закрепить знания созданием гиперссылки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока

II. Фронтальный опрос по вопросам:

1. Дайте определение глобальной сети Интернет.
2. Расскажите о основных способах подключения к Интернет.
3. Что такое IP – адрес компьютера?
4. Чем различаются адреса классов А, В, С?
5. Подсчитайте количество сетей класса В.
6. Подсчитайте количество компьютерных адресов в сети класса С.
7. Определите, к какому классу адресов относится адрес сервера вашего провайдера.
8. Для чего необходима доменная система имён.
9. Какие домены верхнего уровня вы знаете?

III. Изучение нового материала

Всемирная паутина – это перевод с английского словосочетания World Wide Web, которое часто обозначается WWW.
Широкое использование Интернет обязано технологии WWW, в основу этой технологии положена технология гипертекста.
Суть технологии гипертекста в том, что текст (слово, рисунок) – преобразовывается в ссылки. При активизации ссылки, происходит переход на заданный в ссылке фрагмента текста.
Технология WWW позволяет создавать гиперссылки, которые реализуют переходы не только внутри исходного документа, но и на любой другой документ, находящийся на данном компьютере, или компьютере подключенном и Интернет.
“Всемирная паутина” – это десятки миллионов серверов Интернет, содержащих Web-страницы, в которых используется технология гипертекста.
Структурирование документов и создание web-страниц осуществляется с помощью языка HTML.

IV. Практическая работа

Необходимо в Word создать 4 документа и оформить на них гиперссылки, для этого:

1. В "Моих документах" создать папку под своей Ф.И.О.
2. В своей папке создать 5 текстовых документов под именами: 1, 2, 3, 4, 5.
3. Ввести в этот документ соответствующий текст.
4. Создать гиперссылки по принципу:

V. Защита проекта. Оценки. Подведение итогов

    Уроки 6 и 7. Работа с Браузером – Internet Explorer

Тип урока: индивидуальная работа с обучающим курсом.

Занятие рассчитано на два часа самостоятельной работы, если потребуется, возможны индивидуальные комментарии учителя.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными принципами работы браузера: открыть браузер, загрузка Web страничек, поиск информации, работа с избранным, сохранение текстовой и графической информации, использование и создание гиперссылок, форматирование и редактирование;
  • выработать навык самостоятельной работы с обучающим курсом (изучение теоретического материала , выполнение практических закрепляющих заданий, а также самостоятельных контрольных заданий.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по ранее изученным темам.

III. Изучение нового материала

Работа с обучающим курсом.

IV. Проверка контрольных заданий. Подведение итогов. Оценки

Урок 8. Подключение к Интернет. Модемы

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • проверить знания по теоретическому материалу посредством самостоятельной работы и фронтального опроса;
  • познакомить с определением, конфигурацией и важнейшими характеристиками модемов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока

II. Самостоятельная работа

Вариант 1.

1. Дайте определение гиперссылки.
2. Какова функция протокола TCP.
3. Что собой представляет IP – адрес в двоичной системе счисления.

Вариант 2.

1. Дайте определение Всемирной паутине.
2. Какова функция протокола IP.
3. Что собой представляет IP адрес в десятичной системе.

III. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Дайте определение Глобальной сети Интернет.
2. Что собой представляет структура Интернет.
3. Что необходимо для подключения к Интернет.

IV. Изучение нового материала

Осуществить передачу информации по телефонной линии компьютеры не могут, так как обмениваются данными с помощью цифровых электронных импульсов, а по телефонной линии можно передавать только аналоговые сигналы.
Для подключения к телефонной линии используется модем.

Модуляция – преобразование цифрового сигнала в аналоговый.

Демодуляция – преобразование аналогового сигнала в цифровой.

Вывод: модем используется для подключения к Интернет по телефонной линии и преобразовывает исходящие и входящие сигналы.
Модемы разделяются по конструктивному использованию на внутренние и внешние.
Внутренние устанавливаются в один из слотов материнской платы, внешние подключаются к последовательному порту компьютера.
Основная характеристика модема – это скорость передачи информации, которую он может обеспечить в линии.

Пример: скорость 56 Kбит/с определяется протоколами х2 , V.90, k56flex. Для определения скорости и протокола вашего модема необходимо выбрать: мой компьютер, панель управления, модемы, диагностика, дополнительно, Options.

V. Закрепление

Проводится фронтальный опрос по вопросам нового материала:

1. Какого назначение модема?
2. В чем состоят процессы модуляции и демодуляции?
3. Что является основной характеристикой модема?
4. Как определяется максимальная скорость передачи данных и протокол вашего модема.

VI. Подведение итогов. Оценки.

Урок 9. Электронная почта. Почтовая программа Outlook Express

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с принципом работы электронной почты и с работой почтовой программы Outlook Express.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока

Актуализация знаний

Проводится фронтальный опрос по вопросам нового материала:
1. Какого назначение модема?
2. В чем состоят процессы модуляции и демодуляции?
3. Что является основной характеристикой модема?
4. Что такое TCP/IP?

Изучение нового материала

Электронная почта наиболее распространённый сервис Интернет. Принципы функционирования обычной почты и электронной почты, аналогичны.

Можно отметить положительные стороны электронной почты:

1. Скорость передачи сообщения – несколько секунд, максимум час.
2. Можно отправить несколько копий писем одновременно, допустим оповестить о встрече.
3. Можно отправлять не только текстовые сообщения, но и файлы (графику, звук и т.д.)

Сравним принципы работы обычной почты и электронной почты при помощи рисунка.

Всё также, только роль почтамтов занимают почтовые серверы, и почтовые ящики расположены не возле дома, а на одном из почтовых серверов Интернет. Любой почтовый ящик должен иметь электронный адрес: имя пользователя@имя сервера.
Допустим адрес нашего школьного почтового ящика: chansch2@ngs.ru
Почтовая программа – служит для создания писем, их обработки, и многих дополнительных услуг, связанных с почтовыми сообщениями.
Рассмотрим к примеру одну из самых распространённых почтовых программ Outlook Express.
Все почтовые сообщения сортируются по пачкам, расположенным в левой части окна.

  • Входящие – содержит получаемые письма.
  • Исходящие – содержит отправляемые адресатом письма, с момента их создания и до момента их доставки с локального компьютера на почтовый сервер.
  • Отправленные – содержит все письма, доставленные на почтовый сервер.
  • Удалённые – содержит удалённые сообщения.
  • Черновики – содержит не завершенные сообщения.

V. Практическая работа.

Научить учащихся, а также выработать навыки в работе с почтовой программой:

1. Открыть приложения.
2. Рассмотреть стандартный вид окна, меню, панели.
3. Создать сообщение с вложенным файлом.
4. Сохранить сообщение, а затем отправить.
5. Проанализировать выполненную работу, сделать выводы.

VI. Подведение итогов. Оценки

VII. Домашнее задание: подготовиться к зачёту

Урок 10. Компьютерные сети. Подведение итогов

Тип урока: зачёт.

Цель урока: проверить как теоретические, так и практические знания учащихся по данному разделу.

Учащиеся должны уметь давать четкие ответы на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, объективно оценивать ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель здоровается, знакомит с темой, целями и ходом урока.

II. Получение заданий и подготовка к ответу

Все учащиеся получают по два теоретических вопроса и один практический.

III. Защита

Все учащиеся должны защитить как теоретическую часть ответа так и практическую. Первые три, четыре человека ответившие на отлично, становятся экзаменаторами, они вместе с учителем опрашивают остальных учащихся. Учитель должен проследить за объективностью экзаменаторов. Если экзаменаторы оценивали объективно, задавали дополнительные вопросы, им дополнительно выставляется положительная оценка.

IV. Подведение итогов. Оценки.