ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«ОБРАЗОВАНИЕ» | ||||
I. Общие
сведения (для
учителей) | ||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности | |
Синько Александр Николаевич |
МОУ«Дегтяренская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области» |
Учитель физики |
18
лет | |
|
|
|
| |
II. Сущностные характеристики
опыта* | ||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Мультиблочное обучение физике как способ повышения
уровня мотивации и качества знаний учащихся по
предмету | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Учебное время, отводимое на изучение физики, можно условно разделить на две части: изучение теории и решение задач. Но времени на это не хватает. Поэтому учителя обычно ограничиваются решением одно-двухшаговых задач, где нет речи о творческом развитии учащихся. Эффективным помощником в этом является мультиблочная технология обучения физики. Это не просто подача материала блоками, но и обеспечить
на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала
ребёнком. | |||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность опыта заключается в создании
необходимых условий, ориентированных на обучение и воспитание
высоконравственной интеллектуально-развитой в области точных наук
личности, а так же в обеспечении непрерывного процесса среднего и высшего
образования. | |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Автор убеждён, что начинать формировать интерес к изучению предмета физики необходимо с начального уровня изучения предмета. На втором уровене идёт разработка и внедрение в практику работы методического комплекса мультиблочного обучения. Использование нетрадиционных форм урока (уроки-лекции, семинары, практикумы, зачёты) способствует обеспечению наилучшего усвоения основных понятий, формул, физических законов и помогает учащимся свободно оперировать ими и применять в дальнейшей учебной деятельности, а так же при обучении в ВУЗах. | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Работа в профильном классе. Внедрение в
учебном процессе: объяснительно-иллюстративного способа изложения
материала; проблемных вопросов и ситуаций; исследовательских вопросов и
заданий; практикума решения количественных и качественных задач;
письменного и лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Работа над
самообразованием и совершенствованием приёмов и методов работы открывает
новые горизонты для развития интереса и творческой активности
школьников. | |||
6.Результат изменений |
Работа над проблемой мультиблочного обучения в курсе физики даёт свои
положительные результаты: повышается не только уровень мотивации, но и в
то же время растёт качество знаний и уровень обученности
учащихся. | |||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Информация об опыте
находится на сайте БРИПКППС | |||
*Общий объем описания сущностных характеристик (п. п.
1-6) - до 1800 знаков
III. Описание инновационного
опыта учителя**
|
**Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного
опыта объемом до 1 стр.
Работая в школе, я столкнулся с тем, что из-за постоянной смены учителей физики, интерес к данному предмету у учащихся отсутствовал полностью, что сказывалось на качестве знаний и уровне обученности школьников. Ввиду этого, я поставил перед собой цель не просто механической передачи знаний учащимся, а привитие им познавательного интереса к данному предмету. Одним из ведущих средств оптимизации учебного процесса является развитие познавательного интереса к учебному предмету и к деятельности вообще. В школе, где я работаю, есть все необходимые условия для качественного обучения и развития познавательного интереса школьников на современном уровне. Многолетняя практика работы в старших классах показала, что научить всех в условиях всеобщего среднего образования можно, используя в своей работе блочный метод планирования материалов. Определяющим условием становления опыта является стремление к совершенствованию познавательного интереса школьников, развитие логического мышления учащихся, усовершенствование качества знаний, создание гармонически-развитой личности, способной творчески мыслить. Учебное время, отводимое на изучение физики, можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение этой теории, то есть на решение задач. Но времени на это не хватает. Поэтому я был вынужден ограничиваться решением одно - двухшаговых задач и на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии творческих способностей у детей. К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных задач. Эффективным помощником в этом является мультиблочная технология обучения физике. Я разработал не просто подачу материала блоками, но и обеспечил на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала ребенком, для чего стараюсь создавать эмоционально – комфортное условие на уроке, побуждая детей действовать активно, с полной отдачей сил. Ввиду того, что у каждого выпускника при поступлении в ВУЗ и при обучении, возникает проблема адаптации, что очень часто отражается на его качестве знаний, поэтому я приучаю детей слушать и записывать /в форме конспектов/ учебные лекции. Готовлю их для дальнейшего обучения в ВУЗах, помогая учащимся коллективно решать ту или иную проблемную ситуацию или побуждаю ученика к эвристическим открытиям при изучении различных тем курса. Семинарские занятия строятся на основе индивидуальной и коллективной творческой работы, которая служит обучающим и контролирующим звеном образовательного процесса. В приобретении глубоких знаний по осмыслению происходящих природных явлений, известных физических законов, понятию физических величин и их взаимосвязи помогают проводимые уроки по решению количественных и качественных разноуровневых задач, лабораторные работы, демонстрационные опыты. Контроль над полным усвоением знаний учителю помогают осуществлять зачеты, диалог - опросы, тестовые задания, контрольные срезы. Самореализация каждого школьника видна в умении применять полученные знания при решении практических задач, выполнении творческих и исследовательских работ. Мультиблочная форма изложения материала позволяет доводить до минимума время, необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает возможность уделять гораздо больше времени на практикумы решения задач различного уровня и типа (качественные, количественные, практические, лабораторные, экспериментальные). Ведь по статистике известно, что только благодаря практике рождается истина, именно она указывает на уровень обученности и развитости личности.
В современной дидактике и практике обучения, проблема мультиблочного обучения физике не теряет своей значимости, а ее решение (в данном случае) представляет большую практическую ценность.
IY. Экспертное
заключение
| |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Распространение на муниципальном и регинальном
уровнях |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Шулева
Антонина Николаевна 40-2-77 село
Дегтярное Вейделевского района Белгородской
области |