ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения  (для учителей)

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 Синько

Александр

Николаевич

 МОУ«Дегтяренская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

Учитель физики
высшей категории  

18 лет

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 Мультиблочное обучение физике как способ повышения уровня мотивации и качества знаний учащихся по предмету

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Учебное время, отводимое на изучение физики, можно условно разделить на две части: изучение теории и решение задач. Но времени на это не хватает. Поэтому учителя обычно ограничиваются решением одно-двухшаговых задач, где нет речи о творческом развитии учащихся. Эффективным помощником в этом является мультиблочная технология обучения физики.

Это не просто подача материала блоками, но и обеспечить на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала ребёнком.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Сущность опыта заключается в создании необходимых условий, ориентированных на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуально-развитой в области точных наук личности, а так же в обеспечении непрерывного процесса среднего и высшего образования.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Автор убеждён, что начинать формировать интерес к изучению предмета физики необходимо с начального уровня изучения предмета. На втором уровене идёт разработка и внедрение в практику работы методического комплекса мультиблочного обучения. Использование нетрадиционных форм урока (уроки-лекции, семинары, практикумы, зачёты) способствует обеспечению наилучшего усвоения основных понятий, формул, физических законов и помогает учащимся свободно оперировать ими и применять в дальнейшей учебной деятельности, а так же при обучении в ВУЗах.

 

 

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Работа в профильном классе.

Внедрение в учебном процессе: объяснительно-иллюстративного способа изложения материала; проблемных вопросов и ситуаций; исследовательских вопросов и заданий; практикума решения количественных и качественных задач; письменного и лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Работа над самообразованием и совершенствованием приёмов и методов работы открывает новые горизонты для развития интереса и творческой активности школьников.

6.Результат изменений

Работа над проблемой мультиблочного обучения в курсе физики даёт свои положительные результаты: повышается не только уровень мотивации, но и в то же время растёт качество знаний и уровень обученности учащихся. 

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Информация об опыте находится на сайте БРИПКППС

*Общий объем описания сущностных характеристик (п. п. 1-6) - до 1800 знаков

III. Описание инновационного опыта учителя**

**Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 стр.

Работая  в школе, я столкнулся с тем, что из-за постоянной смены учителей физики, интерес к данному  предмету у учащихся отсутствовал полностью, что сказывалось на качестве знаний и уровне обученности школьников. Ввиду этого, я поставил перед собой цель не просто механической передачи знаний учащимся, а привитие им познавательного интереса к данному предмету. Одним из ведущих средств оптимизации учебного процесса является развитие познавательного интереса к учебному предмету и к деятельности вообще. В школе, где я работаю, есть все необходимые условия для качественного обучения и развития познавательного интереса школьников на современном уровне. Многолетняя практика работы в старших классах показала, что научить всех в условиях всеобщего среднего образования можно, используя в своей работе блочный метод планирования материалов. Определяющим условием становления опыта является стремление к совершенствованию познавательного интереса школьников, развитие логического мышления учащихся, усовершенствование качества знаний, создание гармонически-развитой личности, способной творчески мыслить. Учебное время, отводимое на изучение физики, можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение этой теории, то есть на решение задач. Но времени на это не хватает. Поэтому я был вынужден ограничиваться решением одно - двухшаговых задач и на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии творческих способностей у детей. К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных задач. Эффективным помощником в этом является мультиблочная технология обучения физике.  Я  разработал не просто подачу материала блоками, но и обеспечил на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала ребенком, для чего  стараюсь создавать эмоционально – комфортное условие на уроке, побуждая детей действовать активно, с полной отдачей сил. Ввиду того, что у каждого выпускника при поступлении в ВУЗ и при обучении, возникает проблема адаптации, что очень часто отражается  на его качестве знаний, поэтому я  приучаю детей слушать и записывать /в форме конспектов/ учебные лекции. Готовлю их для дальнейшего обучения в ВУЗах, помогая учащимся  коллективно решать ту или иную проблемную ситуацию или побуждаю ученика к эвристическим открытиям при изучении различных тем курса. Семинарские занятия строятся на основе индивидуальной и коллективной творческой работы, которая служит обучающим и контролирующим звеном образовательного процесса. В приобретении глубоких знаний по осмыслению происходящих природных явлений, известных физических законов, понятию физических величин и их взаимосвязи помогают проводимые уроки по решению количественных и качественных разноуровневых задач, лабораторные работы, демонстрационные опыты. Контроль над полным усвоением знаний учителю помогают осуществлять зачеты, диалог - опросы, тестовые задания, контрольные срезы. Самореализация каждого школьника видна в умении применять полученные знания при решении практических задач, выполнении творческих и исследовательских работ. Мультиблочная форма изложения материала позволяет доводить до минимума время, необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает возможность уделять гораздо больше времени на практикумы решения задач различного уровня и типа (качественные, количественные, практические, лабораторные, экспериментальные). Ведь по статистике известно, что только благодаря практике рождается истина, именно она указывает на уровень обученности и развитости личности.

В современной дидактике и практике обучения, проблема мультиблочного обучения физике не теряет своей значимости, а ее решение (в данном случае) представляет большую практическую ценность.

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Распространение на муниципальном и регинальном уровнях

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 Шулева Антонина Николаевна

40-2-77

село Дегтярное Вейделевского района Белгородской области