Цель урока: совершенствовать приёмы внетабличных случаев сложения и вычитания. Задачи: закрепить вычислительные навыки изученных видов, учить соотносить условие задачи с краткой записью, выражением, оказывать дифференцированную помощь при работе над задачами, развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, воспитывать интерес к предмету. Оборудование: касса-цифр, дифференцированные карточки, музыкальное сопровождение для физминутки. Организация начала урока Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. -Ребята, я знаю , что для многих из вас урок математики любимый. Вы любите решать головоломки ,хитрые задачи, разгадывать ребусы. Существует выражение: «Математика- царица наук».Кто из вас знает , что оно означает? Учащиеся: одна из самых главных, важных. Учитель: Математика точная, строгая наука, постарайтесь, чтобы ответы у ваши были чёткими, грамотными. Ребята,слушайте внимательно задание и дружно работайте! В добрый путь! Устный счёт. Учитель: Определите закономерность и найдите неизвестное число. Учащиеся: 73 Минутка чистописания. Учитель: Дайте характеристику числа73 Учащиеся: Это число двузначное, состоит из 7 десятков, 3 единиц. Для записи числа потребовалось две цифры:7, 3.Предыдущее число-72, последующее-74.Число 73 -нечётное. Учитель: В числе 73 закрою цифру 7.Увеличится или уменьшится число?На сколько? Учащиеся: Число уменьшится на 7 десятков. Учитель: Какое число в звёздочках «лишнее»? Учащиеся: Это число 8, так как оно однозначное, а все остальные числа двузначные. Работа с кассой цифр Учитель: -Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа: 49,37,42,30,58,23. Учащиеся: 49=40+9 37=30+7 42=40+2 30=30+0 58=50+8 23=20+3 Учитель: -Выполните действия по следующей программе: -9 +17 +2 -4 Учащиеся :результат равен 26. Учитель: -Рассмотрите геометрические фигуры и числа записанные в них. Учитель: -Чему равна сумма чисел записанных зелёным цветом? Учащиеся :сумма равна 71 Учитель: -Вычислите разность чисел в кругах. Учащиеся :разность равна 21 Учитель: -Чему равна разность наибольшего двузначного и наименьшего однозначного числа? Учащиеся :разность равна 55 Учитель: -Вычислите сумму чисел в квадратах. Учащиеся :сумма равна 21 Учитель: -Чему равна сумма чисел записанных красным цветом? Учащиеся :сумма равна 14 Совершенствование вычислительных навыков. 1.36+3= 67-40+3= 5+32= 72+20= 20-2=30= 38+40+2= 6+=68 Учитель: -Прочитайте записанные выражения.Какое из них «лишнее»?Почему? Учащиеся : 6+=68, так как это уравнение. Учитель: -Чему равно неизвестное число? Учащиеся : 60 Учитель: Разделите на группы эти выражения. Учащиеся : В одну группу- выражения с двумя числами, в другую – с тремя. В одну группу- выражения с двузначными числами, в другую – с однозначными. В одну группу- выражения , в которых действие сложение, в другую –действие вычитание. Учитель: -Вычислите значение. Учащиеся: 36+3= 39 67-40+3=30 5+32=37 72+20=92 20-2+30=48 38+40+2=80 6+=68 Физминутка Для пальчиков: Пальчик к пальчику приходит , Друга он себе находит, Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. Решение задач Учитель: 1.Две улитки ползут навстречу друг другу через тропинку. Одна проползла 42см, другая-30 см до встречи .Какова ширина тропинки? -Запишите решение в тетрадь самостоятельно .Проверка . Учащиеся: 42+30=72см -Измените вопрос задачи, чтобы решение мы смогли записать вычитанием. Учащиеся: Две улитки ползут навстречу друг другу через тропинку. Одна проползла 42см, другая-30 см до встречи .На сколько сантиметров больше проползла первая улитка, чем вторая? 2. Учитель: Составьте задачу по выражению:20+(20+3)= Учащиеся: В саду две яблони.С одной собрали 20 яблок, а с другой на 3 больше.Сколько всего яблок собрали с двух яблонь? Учитель: -Запишите решение и ответ в тетрадь. Учащиеся: 20+(20+3)=43(ябл.) Ответ: всего 43 яблока. Учитель: -Измените условие задачи, чтобы решение можно было записать так: 20+(20-3)= Учащиеся: В саду две яблони .С одной собрали 20 яблок, а с другой на 3 меньше.Сколько всего яблок собрали с двух яблонь? Учитель: -Запишите в тетрадь. Учащиеся: 20+(20-3)=37(ябл.) Ответ: всего 37 яблок. Физминутка музыкальная. 3.Работа по учебникуС.62,№3 Самостоятельное решение задачи с использованием дифференцированных карточек . Взаимопроверка. Итог урока. Учитель: -Что на уроке для вас было самым важным? Учащиеся: Оценивание. Домашнее задание. С. 63, №17, №22. Спасибо за работу! Список использованной литературы: 1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика.- Москва, издательство «Просвещение», 2004г. 2. Т.А.Лавриненко .Задания развивающего характера по математике. -Саратов ОАО издательство «Лицей»,2003г. |