Вторник | 23.04.2024 | 22:38
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2017 » Июль » 19 » Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространен
15:03
Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространен
Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространению лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием.
Введение
Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в управление образованием.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. предусматривает, что управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер (статья 89), закрепляет право родителей принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 44).
Для реализации закрепленного права и обеспечения государственного-общественного характера управления предусматривается, в том числе, формирование в образовательной организации коллегиального органа (попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет), в который могут входить родители обучающихся и представительного органа родителей (советы родителей (законных представителей)).
В 2015 году по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина Минобрнауки России были подготовлены и распространены "Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 N 08-1729 "О направлении методических рекомендаций").
Они включают, в том числе, характеристики форм государственно-общественного управления, рекомендации по организации деятельности органов государственно-общественного управления образованием в образовательных организация, на региональном и муниципальном уровне, включению общественности в мероприятия, по независимой оценке качества образования.
Анализ региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием в последние годы обнаруживает заметные межрегиональные различия в масштабе проводимой работы, подходах к ее реализации, что проявляется в масштабе и формах участия родителей в управлении, объективных эффектах и субъективной удовлетворенности.
Актуальным для данного этапа развития государственно-общественного управления образованием является распространение лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием.
Предлагаемые методические рекомендации решают эту задачу, опираясь на результаты проведенного анализа и экспертной оценки региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием по государственному контракту № 08.031.11.0017 от 26.06.2017 г.
Данные методические рекомендации адресованы специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, представителям коллегиальных органов управления образованием.

Основные направления вовлечения родительской общественности в управление образованием.
Анализ теоретических исследований, зарубежного опыта и российских практик позволяет сформулировать следующие основные направления вовлечения родительской общественности в управление образованием:
создание нормативной правовой, программной и инструктивно-методической базы участия родительской общественности в управлении образованием,
формирование и организация работы органов и структур (в т.ч. сетевых) участия родителей в управлении образованием,
организация информационной и консультационной поддержки родителей по вопросам участия в управлении образованием,
организация просвещения и обучения родителей по вопросам участия в управлении образованием,
организация и проведение совместных мероприятий, объединяющих родителей, педагогов, обучающихся, представителей администрации,
реализация мероприятий мотивирующего характера (конкурсы),
проведение мониторинга по вопросам участия в управлении образованием, включающего анализ ожиданий и запросов родителей, эффективности работы коллегиальных и представительных органов и др.

Создание нормативной правовой, программной и инструктивно-методической базы участия родительской общественности в управлении образованием
Легитимность форм и процедур участия родительской общественности в управлении образованием - важнейшее условие его эффективности.
Создание нормативной правовой базы участия родительской общественности в управлении образованием предполагает утверждение на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в образовательных организациях нормативных (локальных правовых) актов, закрепляющих права родителей принимать участие в управлении образовательными организациями, определяющих порядок и формы такого участия.
Передовыми региональными практиками в данном направлении является принятие на уровне субъекта Российской Федерации законов, регулирующих отношения в сфере общественно-государственного управления образованием. Данные законы приняты в Ханты-Мансийском автономного округе (Югра) (от 29 сентября 2006 года №508 «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (с изменениями на 30.09.2013), Республике Саха (Якутия) (от 19 февраля 2009 года N 666-З N 215-IV «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования в Республике Саха (Якутия)), Республике Бурятия (от 4 июля 2014 года No565-V «Об обеспечении государственно-общественного характера управления образованием в Республике Бурятия»), Пензенской области (от 04.09.2007 № 1351-ЗПО О государственно-общественном управлении в системе общего образования Пензенской области), Астраханской области (от 8 мая 2009 г. N 25/2009-ОЗ «О государственно-общественном управлении в сфере образования на территории Астраханской области»). Законодательное закрепление принципа государственно-общественного управления, задач и форм участия общественности (в т.ч. родителей) в управлении образованием является наиболее надежной платформой для практической работы.
Вторая важная группа нормативно-правовых актов, рекомендуемая к утверждению в регионах, – приказы и постановления региональных органов управления образованием, органов местного самоуправления, образовательных организаций, регулирующие создание и функционирование отдельных структур и механизмов, реализующих право родителей на участие в управлении (общественные советы, управляющие советы и др.), взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с родительской общественностью.
Примерами таких документов являются Постановление Администрации Косихинского района (Алтайский край) от 15.06.2012 года № 321 об утверждении «Положения о государственно-общественном управлении образованием в муниципальной системе образования Косихинского района», Постановление Администрации города Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 марта 2016 года №470 «О реализации принципа государственно-общественного управления в сфере общего образования города Лангепаса», Постановление Администрации Тамбовского района Тамбовского области от 24.10.2007г. № 2103 «Об организации деятельности Управляющих Советов в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовского района», Постановление Администрации Ленинского района от 25.04.2017 № 1386 «О создании муниципального общественного совета по развитию образования Ленинского муниципального района, Положение о Совете содействия развитию образования при Главе Копейского городского округа (постановление Главы Администрации №162 от 20.06.2012 «О Совете содействия развитию образования в Копейском городском округе Челябинской области»).
Третья группа документов - это локальные правовые акты, регламентирующие деятельность коллегиальных органов управления образованием с участием родителей, представительных органов родителей в образовательных организациях. Мониторинг участия родителей в управлении образовательными организациями выявляет дефицит у части из них знаний, важных для работы коллегиальных органов процедурных вопросов (инициирование проведения заседаний, организация и ведение заседаний, заочное участие в голосовании и др.), что определяет особую актуальность распространения лучших практик разработки положений и регламентов.
В качестве лучших практик может быть рекомендован пакет локальных актов ГБОУО города Москвы "Школа с углубленным изучением французского языка № 1286", включающий Положение об управляющем совете, Положение о порядке выборов членов Управляющего совета, Положение о порядке кооптации членов управляющего совета, Положения о комиссиях управляющего совета и др.., а также пакет документов МБОУ Лицей им. Г.Ф. Атякшева (г. Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра), включающий в том числе Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, Регламент работы управляющего совета, Положение об общешкольном родительском комитете, Положение об общешкольном родительском собрании и родительском всеобуче.
Важную роль в вовлечении родителей в управление образованием, ориентации руководителей и педагогов образовательных организаций на взаимодействие с родителями, организационном обеспечении данного процесса играют стратегические (программные) и инструктивно-методические документы.
Примерами качественных региональных практик такого рода являются, например, Концепции развития государственно-общественного управления образованием, принятые в Волгоградской области (Приказ Министерства образования и науки Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. N 1682), Санкт-Петербурге (Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2011 N 143-р), Республике Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 16.07.2014г. №4040/14), Методические рекомендации по формированию региональной системы государственно-общественного управления образованием в Новосибирской области (Приказ Департамента образования Новосибирской области от 29.12.2007 N 1546 «Об утверждении Методических рекомендаций»), Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи (Владимирская область).
Оптимальный подход к разработке стратегических (программных) и методических документов, регулирующих общие цели, задачи и конкретные форматы участия родителей в управлении образованием, стимулирующий их мотивацию и вовлеченность, предполагает привлечение к этой работе самих родителей, начиная с ранних этапов подготовки документов. Примером практики такого рода является разработка, общественная экспертиза и принятие «Стандартов работы управляющих советов образовательных организаций Москвы» и отбор моделей формирования управляющих советов школ в Москве, осуществленные с использованием процедур краудсорсинга.
Распространение лучших региональных практик по направлению нормативного и методического обеспечения предполагает анализ примеров принятых документов, разработку аналогичных или адаптированных к условиям и традициям региона, муниципального образования, образовательных организаций.
В документах должны обязательно найти отражение такие аспекты как: задачи органов коллегиального управления или представительных органов, их состав, порядок формирования, полномочия (функции), порядок организации работы, права и обязанности членов, порядок их взаимодействия с региональными органами власти, местного самоуправления, администрацией образовательных организаций, возможности и условия получения поддержки (информационной и др.).
Существенно, чтобы в нормативных актах были четко зафиксированы реальные полномочия органов коллегиального управления и представительных органов, обеспечивающие их влияние на функционирования и развитие территориальных систем образования и образовательных организаций в значимых для родительского сообщества областях. Рекомендуется обеспечить для широкой родительской общественности доступность документов и информации о содержащихся в них правах родителей на участие в управлении и возможностях их реализации (включая версии в наглядной инфографической форме).
Организация информационной и консультационной поддержки родителей по вопросам участия в управлении образованием
Одним из стереотипов, разделяемых профессиональным сообществом в системе образования, является представление о том, что причиной низкой вовлеченности родителей в жизнь школы, является, главным образом, отсутствие интереса, низкая мотивация («нежелание»). Однако проведенные опросы родителей показывают, что барьером для участия является недостаточная информированность родителей о возможностях участия, потенциальной роли, требуемых для ее реализации знаниях и навыках. С другой стороны, как показывают опросы, часть родительского сообщества, проявившая активность на первоначальном этапе, может утратить мотивацию, не получая необходимой обратной связи и поддержки в процессе участия в управлении.
Поэтому организация информационной и консультационной поддержки по вопросам участия в управлении образовании является базовым направлением работы с родителями и должна осуществляться непрерывно, но с учетом специфики этапов взаимодействия.
Деятельность региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных организаций по информационной и консультационной поддержке родителей по вопросам общественного участия в управлении образованием должна быть направлена на достижение следующих задач:
• раскрывать связь участия в управлении с широким спектром ценностей, целей, интересов граждан, обосновывать возможность их успешной реализации, показывать возможные позитивные следствия участия в управлении;
• демонстрировать отсутствие рисков, негативных последствий участия в управлении для благополучия гражданина, его семьи;
• аргументировать полезность органов государственно-общественного управления с его функциями и полномочиями для школы, благополучия детей;
• обосновывать реальные возможности влияния коллегиальных и представительных органов государственно-общественного управления на принятие решений, меняющих жизнь в школе, приводить свидетельства таких решений и их практической реализации;
• формировать у граждан уверенность в наличии знаний, навыков, способностей, позволяющих успешно участвовать в управлении, вносить существенный, возможно уникальный, персональный вклад в достижение стоящих перед ним целей;
• демонстрировать объективные возможности участия граждан в управлении, «снижать высоту» существующих в сознании граждан барьеров, например, связанных с наличием свободного времени.

Руководителям региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителям образовательных организаций рекомендуется:
1) регулярно проводить мониторинг потребностей родительской общественности в информационной и консультационной поддержке по вопросам общественного участия в управлении образованием,
2) создавать необходимые условия для информирования, просвещения и обучения (подготовки) родителей по вопросам общественного участия в управлении образованием, а именно:
• разрабатывать и реализовывать программы информирования, просвещения и обучения (подготовки) родителей по вопросам общественного участия в управлении образованием в соответствующей территории (организации),
• создавать консультационные пункты, общественные приемные, «горячие линии» по вопросам общественного участия в управлении образованием,
• создавать специализированные интернет-ресурсы (или разделы на действующих интернет-ресурсах) органов управления образованием, образовательных организаций,
• осуществлять подготовку и тиражирование информационной, просветительской и рекламной продукции (буклеты, брошюры, памятки, видеоролики, плакаты, постеры, «растяжки» и т.п.) по вопросам общественного участия в управлении образованием,
• проводить мероприятия консультационного, информационно-просветительского и дискуссионного характера с родителями: встречи, совещания, семинары, лектории, форумы, конференции по вопросам общественного участия в управлении образованием,
• оперативно реагировать на запросы и обращения граждан по тематике общественного участия в управлении образованием.
Для повышения эффективности информирования, просвещения и обучения (подготовки) родителей по вопросам общественного участия в управлении образованием целесообразно:
- дифференцировать каналы, формы и содержание информирования и коммуникации с учетом уровня мотивации, возможностей, характера запросов семей,
- обеспечивать максимально персонализированный характер коммуникаций с гражданами, используя современные коммуникационные технологии (рассылки, подписки и др.),
- привлекать к реализации соответствующих программ в целом или отдельных видов работ общественные организации, объединяющие родителей, членов органов государственно-общественного управления (родительских ассоциаций, ассоциаций общественных управляющих и др.), привлекать самих родителей к созданию информационного контента.
Примером наиболее комплексной и масштабной практики в данном направлении является г. Москва, где в рамках проекта «Городская инновационная площадка «Организация эффективной модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Москвы» (2012-2015) была реализована Программа информационно-просветительской и образовательной работы с заинтересованными гражданами (активными родителями) по вопросам участия в управлении образованием, включающая следующие форматы:
• издание серии брошюр «Школьный управляющий Москвы», «Библиотека школьного управляющего»,
• проведение системных конференций, семинаров, вебинаров (с периодичностью не реже 1 раза в 2 месяца),
• создание, поддержка и продвижение страницы в социальной сети Facebook «Советы для Советов»,
• разработка информационно-просветительских материалов (социальная реклама (видео ролики) «Добро пожаловать в Управляющий совет!», «Управляющий совет», ролики в формате «скрайбинг»: «Управляющий совет: доверие, партнёрство, право», «Состав и формирование Управляющего совета», «Что такое хорошая школа?»).
Примером периодического издания для членов органов коллегиального управления (управляющих советов) является издаваемый с 2007 года в Тамбовской области журнал «Школьный управляющий». Одним из наиболее удачных опытов создания и сопровождения форумов для родительского общения и родительских собраний является форум на сайте www.habinet.ru (Челябинская область), предоставляющий возможность интеграции с мобильными устройствами (т.е. доступ к участию в любое время и в любом месте) и возможность создания школьного сетевого сообщества с функциями календаря-уведомлений.
Распространение лучших региональных практик данного направления предполагает анализ спектра использованных форм (форматов) информирования и коммуникаций, подходов к отбору и структурированию информации, организации обратной связи и др.
При этом на региональном и муниципальном уровне необходимо учитывать особенности родительского сообщества конкретной территории, целевых групп внутри него, в частности, их возможности доступа к тем или иным каналам коммуникации и предпочтения в отношении форматов (очные/заочные, сайт/мобильные приложения/печатные издания/мероприятия и др.).
Запуская те или иные инструменты информирования важно с самого организовать обратную связь (мониторинг) их востребованности и полезности.

Организация просвещения и обучения родителей.
Содержание родительского просвещения и обучения очевидно выходит за рамки задач вовлечения в управление. В широком смысле оно ориентировано на повышение уровня психологической компетенции и педагогической культуры родителей, трансляцию знаний о целях, задачах, организации процесса обучения и воспитания. Следует признать это необходимой базой для более глубокого вовлечения родителей в управление образовательными организациями, формирующей у них понимание своей роли (миссии) и мотивацию к ее реализации.
Лучшие региональные практики в данном направлении представлены программами, в которых описываются характеристики позиции «эффективного родителя», знания и навыки, необходимые для ее освоения, в т.ч. права и обязанности детей и родителей; возрастосообразные методы воспитания и развития детей, методы поддержания и восстановления семейных традиций, умение обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье, нормализовывать психологический климат в семье, грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей; технологии грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики.
Основными формами, используемыми в «школах эффективного родителя», являются: лекции, родительские собрания, круглые столы, тренинги, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей, вечера вопросов и ответов, диспуты и дискуссии, семейные гостиные, а также индивидуальные тематические консультации.
Анализ наиболее успешных практик позволяет рекомендовать активнее использовать интерактивные формы просветительской и обучающей работы (игры, тренинги, проекты), а также потенциал информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей (размещение просветительских материалов, организация форумов и дискуссий на специализированных сайтах и сообществах социальных сетей).
Рекомендуются к изучению и использованию передовых решений такие региональные практики как: «Областные интернет-собрания для родителей «ФГОС глазами родителей» (http://forum.ntf-irro.ru), «ФГОС – мера ответственности за результат» (http://forum2.ntf-irro.ru ) (Свердловская область), Академия родительского образования (Пермский край, http://aro-perm.ru/), Программа родительского просвещения «Папа-школа» в Санкт-Петербурге, Программа родительского просвещения и обучения «Новая контрольная для взрослых» (Петровская школа, лицей №1, г. Петрозаводск, Республика Карелия), Школа ответственных родителей (Оренбургская обл.), «Круглые столы» по государственно-общественному управлению образованием (Ярославская область).
Интересной представляется практика Липецкого ИРО «Модель повышения квалификации работников образования по развитию государственно-общественного управления», в рамках реализации которой используется серьёзный подход и правовое обоснование для проектирования системы мероприятий в рамках повышения квалификации работников образования, призванное повысить уровень и интенсивность взаимодействия с родительской общественностью по вопросам участия в совместных проектах и работе коллегиальных органов управления образования.
Особым типом просветительской работы является организация просвещения и обучения родителей по вопросам участия в управлении. Программы данного типа должны фокусироваться на содержании, раскрывающем права и задачи участия родителей в работе в органах государственно-общественного управления, в проведении независимой оценки качества образования, взаимодействии с педагогами и администрацией по вопросам обучения и воспитания детей. В них необходимо, в том числе, раскрывать такие аспекты, как порядок формирования, состав и полномочия органов государственно-общественного управления, регламент их работы, компетенция образовательных организаций, финансовое обеспечение их деятельности, процедуры оценки качества образования, организация закупок, питания и др.
Реализация программ данного типа решает задачи повышения уровня информированности родителей в вопросах образовательной политики, образовательного законодательства, управления образовательной организацией, содержания и оценки качества образования.
Перспективным инструментами информирования и обучения, учитывающими занятость родителей (ограниченный ресурс времени для очного участия), являются онлайн обучающие курсы, реализуемые в т.ч. через мобильные приложения.
Важнейшим условием успешной реализации программ данного типа является финансовая поддержка на региональном и муниципальном уровне. В соответствии с законодательством родители не могут участвовать в программах повышения квалификации, реализуемых на основе государственного задания и обеспеченных соответствующим бюджетом Возможности самих родителей в финансировании своего участия в программах ограничены, и опора на них не может быть рекомендована. Рекомендуется предусмотреть средства на реализацию данных программ в программах развития образования субъектов Российской Федерации в формате государственного задания на проведение работ или субсидий на конкурсной основе (в т.ч. социально-ориентированным некоммерческим организациям) на реализацию проектов.
Наиболее успешной практикой такого рода является обучение родителей - школьных управляющих в городе Москве (очное (сетевая программа Института развития государственно-общественного управления образованием и ГАОУ ВО МГПУ) и дистанционное (http://www.gouo.ru/Setevaya_shkola). Разработанный и реализованный курс «Общественное участие в управлении школой» структурированно представляет проблематику государственно-общественного управления в образовательных организациях и направляет слушателей на осмысление задач и поиск эффективных решений организации государственно-общественного управления на основе осваиваемых знаний о социальном управлении и мотивационном менеджменте с опорой на рефлексию сложившейся практики и опыта организации государственно-общественного управления в образовательных организациях. Курс состоит из лекций по основным темам государственно-общественного управления, которые охватывают теоретические и практические вопросы деятельности управляющих советов, начиная от проектирования и процедур и заканчивая формирования повестки стратегического развития и оценки собственной работы.
Распространение лучших региональных практик данного направления региональными и муниципальными органами, образовательными организациями предполагает анализ реализованных методов и форм (форматов) просвещения и обучения, определение возможностей их адаптации и применения с учетом культурных и образовательных традиций региона, особенностей родительского сообщества, организационных и кадровых ресурсов конкретных территорий (организаций), в том числе возможностей межведомственного (привлечение в качестве лекторов экспертов - работников организаций здравоохранения, внутренних дел, преподавателей федеральных вузов и др.) и межсекторного (возможности участия социально-ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров) взаимодействия.
Анализ лучших практик свидетельствует об эффективности реализации в обучении принципа «равный - равному», что позволяет рекомендовать активное привлечение в образовательные программы опытных, активных родителей в качестве преподавателей и наставников. Как и в отношении направления по информационной поддержке целесообразно включить в работу по обучению элемент обратной связи (мониторинга) эффективности.
Организация и проведение совместных мероприятий, объединяющих родителей, педагогов, обучающихся, представителей администрации
Данное направление решает задачи организации практического взаимодействия и сотрудничества образовательных систем и организаций с родителями. Формами реализации данного направления являются совместные мероприятия (праздники, фестивали, конкурсы, состязания), а также индивидуальное привлечение родителей к проведению дополнительных занятий, экскурсий и др.
Анализ показывает, что вовлеченность родителей в жизнь школы, мотивация к партнерству в значительной степени определяется заинтересованностью, мотивацией и вовлеченностью администрации и педагогов. Эффективная организация совместных мероприятий невозможна при их формальном отношении органов управления и образовательных организаций к вовлечению родителей. Это непосредственный (буквально, в физическом пространстве) «шаг навстречу».
В свою очередь привлечение родителей к проведению дополнительных занятий, экскурсий (безусловно, реализованное с соблюдением всех необходимых норм и правил) – важное свидетельство доверия к родительскому сообществу, готовности видеть в нем не только «заказчиков» и «потребителей», но и партнеров, обладающих важными знаниями, компетенциями, опытом. Такая позиция значима для многих родителей, готовых к деятельному участию в жизни школы, рассматривающих школу не только как место учебы конкретного («своего») ребенка, но как сообщество, частью которого они являются.
Особую роль данные формы взаимодействия школы и семей играют в сельских территориях, где школа выступает социокультурным центром. В депривированных территориях и в отношении неблагополучных семей через рассматриваемые формы вовлечения родителей фактически решается и комплекс социально-педагогических задач.
Можно рекомендовать к распространению следующие примеры качественной реализации данного направления:
проект «Тьюторство ученического самоуправления», лицей №144, г. Санкт-Петербург (в рамках программы «Школа высокой надёжности»),
проект «Центр профессиональных проб», Улу-Юльской СОШ Первомайского района Томской области,
деловая игра «Один день из школьной жизни моего ребенка», родительские собрания «Лаборатория нерешенных проблем», Петровская школ, г. Петрозаводск, Республика Карелия,
городское родительское собрание «Воронежский родительский форум», Управление образования и молодежной политики городского округа город Воронеж, Воронежская область,
родительский клуб «Наш ребёнок», Отдел образования, культуры и спорта МО «Светловский городской округ», Калининградская область,
проект «Общее дело», Тарусская средняя школа №1 им. Героя России М. Г. Ефремова (Калужская область);
«Праздник Ысыах» (совместный традиционный праздник, организованный родителями, учителями и учащимися; Хандыгская средняя общеобразовательная школа, Томпонский район, республика Якутия);
«Родительское кафе» (средняя школа №43, Архангельская область);
Программа «Сотрудничество семьи и школы» (МБОУ «Новоомская СОШ» Омская обл.)
При распространении лучших региональных практик данного направления региональным и муниципальным органам, образовательным организациям необходимо избегать формализма и копирования, ориентироваться, прежде всего, на поддержку инициатив «снизу», исходящих от родителей, родительских организаций, педагогических коллективов. Специальное внимание следует уделить информационной поддержке проводимых мероприятий, привлекая таким образом внимание широкого родительского сообщества.

Формирование и организация работы органов и структур (в т.ч. сетевых) участия родителей в управлении образованием.
Данное направление непосредственно реализует предусмотренные законодательством формы участия родителей в управлении образованием на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных организациях.
Подробные рекомендации по реализации данного направления, в том числе в отношении создания и организации работы коллегиальных и представительных органов управления с участием родителей отражены в документе "Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 N 08-1729 "О направлении методических рекомендаций").
Можно рекомендовать к распространению многолетние региональные практики участия родителей в работе коллегиальных органов управления образованием, независимой оценке качества образовательной деятельности Архангельской, Тамбовской, Томской областей, Красноярского края, г. Москвы.
Примерами успешных региональных практик создания и организации коллегиальных и представительных органов управления с участием родителей, рекомендуемых к изучению и использованию опыта на муниципальном уровне являются:
Муниципальный Совет по образованию МО «Баргузинский район», Республика Бурятия,
Совет развития системы образования, Кемерово, Кемеровская область,
Городской родительский совет, г. Дзержинск, Нижегородская область,
Муниципальный государственно-общественный совет по развитию образования, Каргасокский район, Томская область.
При этом следует обратить внимание, что в российских регионах реализуются и интересные практики, не нашедшие отражение в федеральном законодательстве и инструктивно-методической базе: Советы отцов (Пензенская область, Республика Тыва и др.), Совет бабушек (Пензенская область), Советы семей (Астраханская обл.). Реализация этих форм позволяет опереться на традиции региона, использовать специфический потенциал «мужской части» родительского сообщества и опыт старшего поколения, к сожалению, нередко оставляемых без внимания.
Свою эффективность демонстрируют родительские организации, созданные на уровне субъекта Российской Федерации, обеспечивающие координацию интересов родительского сообщества в масштабе региона через диалог с органами законодательной и исполнительной власти (Краевой родительский совет (Хабаровский край)), Воронежский родительский форум.
На уровне образовательных организаций рекомендуются к изучению и распространению практики следующих коллегиальных и представительных органов:
• Управляющий совет, ДОО комбинированного типа №11 «Оленёнок» г. Мичуринска Тамбовской области;
• Общешкольный родительский комитет, Новопокровская общеобразовательная школа Кемеровской области;
• Совет родителей «Инициатива» Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина (Алтайский край);
Распространение лучших региональных практик данного направления региональными и муниципальными органами, образовательными организациями предполагает соотнесение данных моделей с законодательной базой регионального уровня (локальной правовой базой организации) с последующим принятием решений о целесообразности ее изменений и дополнений, оценкой потенциала привлекательности моделей для родительского сообщества конкретной территории (организации), определением традиций взаимодействия с общественностью, формирования коллегиальных органов и площадок диалога (образовательной организации), которые могут использоваться как опора для разворачивания работы.
Создавая (оказывая содействие созданию) органов и организаций с участием родителей, следует обратить внимание на доступность в дальнейшем для широкой родительской общественности информации об их работе, эффектах, что будет способствовать как укреплению доверия к ним, так и повышению мотивации к участию в их работе.

Реализация мероприятий мотивирующего характера
Решение задач усиления вовлеченности родителей предполагает использование такой зарекомендовавшей себя формы мотивации и стимулирования, как «конкурсы». Это могут быть конкурсы коллегиальных органов управления и представительных органов в целом, их конкретных практик, проектов, а также индивидуальные номинации (персоны и проекты).
С другой стороны, как уже отмечалось, по результатам опросов некоторая часть родительского сообщества испытывает неудовлетворенность результатами своего участия в управлении. Конечно, это обусловлено различными причинами. Одной из ведущих среди них является отсутствие обратной связи, проявляющейся, в том числе, в разнообразных формах позитивной оценки активности родителей и признания их вклада (грамоты, награды и т.п.).
Использование указанных форм на всех уровнях (регион, муниципалитет, образовательная организация) - важное условие вовлечения родителей в управление и повышения эффективности участия.
В качестве примеров успешной реализации данного направления, рекомендуемых для распространения необходимо отметить следующие:
• ежегодный межрегиональный конкурс на лучший опыт деятельности управляющего совета (Томский региональный центр развития образования),
• «Муниципальное рейтинговое образовательное агентство» (Муниципальный Совет по образованию МО «Баргузинский район», Республика Бурятия).
• областной конкурс по выявлению перспективных моделей государственно-общественного управления образованием (Комитет общего и профессионального образования, Ленинградская область).

При распространении лучших региональных практик данного направления региональными и муниципальными органами, образовательными организациями необходимо уделить внимание таким аспектам как: обеспечение качественного информирования родительского сообщества о конкурсных мероприятиях, прозрачность процедур отбора (оценки), вовлечение в отбор (оценку) представителей родительских объединений, использование современных информационно-коммуникационных технологий (голосование на сайтах и в социальных сетях и др.)

Приложение
Краткий обзор 10 лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием, обладающие высоким уровнем диссеминации.
Рассмотренная широкая практика Архангельской области включает в себя создание системы по работе с родителями в сфере общественного-государственного управления образованием и их вовлечению в реализацию совместных образовательных проектов и программ на региональном уровне. Практика включает в себя следующие направления: работа с родителями, совместная деятельность, повышение информированности и вовлечения в процессы образования, воспитания и жизни школы.
В образовательных организациях Архангельской области ведётся работа с родителями обучающихся с целью повышения педагогической культуры родителей, раскрытия их творческого потенциала, развития родительской ответственности, совершенствования семейного воспитания, а также по формированию запроса по участию в работе коллегиальных органов управления. При образовательных организациях действуют советы отцов, которыми инициируются проведение совместных детско-родительских мероприятий, родительских патрулей, мастер-классов по приготовлению семейных обедов, товарищеских встреч по футболу и волейболу с детьми из «группы риска». Работа с семьей строится через работу семейных клубов, проводятся программы и мероприятия т.н. родительского всеобуча различных форматов (деловая игра, родительский клуб, интеллектуальная игра, тренинг, дебаты), с 2015 года проводятся областные родительские собрания в режиме видео-конференц-связи. Направление, связанное с реализацией общественно-государственного характера управления образованием, координируется Архангельским областным институтом открытого образования (кафедра управления образованием), который имеет статус ресурсного центра Архангельской области и осуществляет подготовку участников органов общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, информационного и консультационного сопровождения их деятельности.
В Ярославской области на региональном уровне реализуется модель проведения «круглые столов» по государственно-общественному управлению образованием. Методические рекомендации по проведению «круглых столов» разработаны кафедрой менеджмента Института развития образования Ярославской области. В основу положен практический опыт проведения общественной экспертизы образовательных организаций в Тутаевском муниципальном районе. Проведение «круглых столов» и общественных дискуссий эффективно с точки зрения расширения участия общественности, в т.ч. родительской, в оценке качества образования, а также совершенствования подготовки общественных управляющих, и включает в себя обсуждение проблем, программных документов, результаты деятельности органов государственно-общественного управления образованием. «Круглые столы», как инструмент, используются для выстраивания горизонтальных отношений в школьном сообществе, на муниципальном уровне (между образовательными организациями), а также на уровне региона – для обмена практиками (в 2016 году был проведен областной конкурс на лучшие практики общественно-государственного управления образованием на локальном и муниципальном уровне).
Среди приоритетных тем можно выделить направления по основным видам деятельности управляющих советов в Ярославской области, в т.ч. обмен опытом по контролю административных решений менеджмента образовательной организации; коллегиальное обсуждение вопросов разработки образовательных программ и программ развития.
Популярными темами «круглых столов» и более расширенных форматов (семинаров, конференций, слётов) являются обсуждение установленных норм и традиций образовательных организаций – вопросы продолжительности учебной недели, введения тех или иных курсов и факультативов компонента образовательной программы, организации дежурств и других форм общественного контроля за теми или иными сторонами школьной жизни (питание, дисциплина обучающихся), введения школьной формы и т.п. Распространение указанной практики происходит также и на уровне дошкольного образования.
Методические рекомендации, помимо общего теоретического обзора, дают описание конкретных шагов по организации и проведению «круглых столов», составлению регламента, подготовки необходимых материалов и предварительных резолюций, а также по оснащению аудитории и работой с участниками. Предлагаются несколько вариантов (форматов) проведения «круглых столов» в зависимости от рассматриваемой темы и цели обсуждения (обмен мнениями или принятие решения). В разработанные методические рекомендации включены несколько подробных сценариев проведения «круглых столов» с комментариями («Оценочный лист – средство общественной экспертизы образовательной организации», «Общественная экспертиза как средство развития региональной системы образования»).

В Санкт-Петербурге в лицее №144 реализуется практика локального уровня «Школа высокой надёжности: инновационные практики ГОУО по оценке эффективности деятельности образовательной организации». Интегральная по характеру модель создает организационное единство и взаимодействие государственных и общественных субъектов управления образованием, которое построено на принципах системного подхода и включает вариативные формы общественно-государственного управления образованием, оптимального сочетания централизации и децентрализации (по процедурам делегирования) функций управления, сочетания открытых коллегиальных и единоличных форм организации, баланса распределения компетенции (прав, обязанностей и ответственности) между субъектами управления – на уровне образовательной организации. Модель включает в свой структурно-функциональный состав систему индивидуальных и коллегиальных субъектов управления и основана на принципе «социального партнёрства: Совет лицея; Попечительский совет; Педагогический совет; Общешкольный родительский комитет; Орган ученического самоуправления - Ученический Совет. Опыт лицея №144 показывает, что ни один компонент рассматриваемой модели не может быть эффективно воплощен без реализации и взаимодействия с другими компонентами.
Цель данной модели – изменение качества взаимодействия между школой и обществом в сфере оценке эффективности деятельности образовательной организации. Взаимодействие понимается как согласованная деятельность по достижению совместных результатов в процессе решения значимой для участников проблемы. Содержанием взаимодействия являются такие виды деятельности как аналитическая, организационная, информационная.
Вовлечение родительской общественности в первую очередь реализуется через работу попечительского совета, который осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: содействие в реализации программы развития лицея, оказание помощи в организации внеклассной и внеурочной деятельности школьников, реализации воспитательных задач, содействию в развитии системы дополнительного образования детей в лицее, содействию в развитии материально-технической базы лицея, организации мониторинга здоровья учащихся.
Важным направлением деятельности попечительского совета лицея является оценка эффективности деятельности образовательной организации, которая предполагает следующий алгоритм: формирование организационных структур для проведения оценки эффективности; утверждение показателей и критериев исследовательской оценки эффективности; подготовка сценариев оценки по каждому модулю («Оценка эффективности деятельности руководителя организации», «Оценка эффективности деятельности педагогических работников организации», «Оценка эффективности деятельности лицея»); перечень исследуемых материалов и диагностических методик; освоение экспертами технологии оценки; проведение процедуры оценки эффективности деятельности; подготовка аналитического отчета по результатам экспертизы; оформление и презентация аналитического отчёта.

Программа «Сотрудничество семьи и школы» МБОУ «Новоомская школа» Омского района Омской области реализуется на локальном уровне, принята на Совете организации, утверждена директором и активно реализует последние несколько лет. Цели программы: вовлечение родительской общественности в управление образованием, формирование среды социального партнёрства и вовлечения родителей в образовательный процесс, повышение информированности и мотивации по основным аспектам и вопросам образования, воспитания и управления. Задачами программы являются: обучение родителей приемам, способам и стилю общения взрослых и детей, членов семьи; оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций. Для решения данных задач используются следующие средства: организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем; привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий, обеспечивающих их достижение; участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем; поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.
Основными направлениями деятельности в организации взаимодействия семьи и школы в рамках программы являются: изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры; развитие воспитательного потенциала коллектива родителей; обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного и школьного коллектива; взаимодействие с органами родительского самоуправления; информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся.
В школе созданы органы самоуправления с участием родителей: Совет образовательной организации, родительский комитет, совет отцов. Администрацией и педагогическим коллективом школы был составлен паспорт класса с картотекой семей, организована диагностическая работа по изучению семей, организовано психолого-педагогическое просвещение родителей в форме лекториев, семинаров, «круглых столов», родительских собраний, организовано психологическое консультирование родителей. Важной формой работы по формированию партнёрской среды и сообщества является вовлечение родителей в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность. Проводятся: ярмарки поделок, совместные субботники, классные праздники, походы, совместные экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья», конференции отцов и матерей.
Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на время обучения ребенка в школе. План реализации программы включает в себя следующие направления деятельности: изучение семей учащихся (анкетирование родителей в ходе подготовки и проведения родительских собраний – в течение учебного года; диагностика учащихся и родителей – в течение календарного года); педагогическое просвещение родителей – в течение календарного года (педагогический лекторий для родителей, работа клуба «Молодая семья», индивидуальные консультации, встречи с родителями); участие родителей в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий – в течение учебного года (игра-путешествие «Дом, где мы живем», день рождения классного коллектива, день благодарения матери, классные туристические походы и совместные детско-родительские турслёты, а также традиционные для школьного календаря мероприятия и праздники); взаимодействие с органами родительского самоуправления (заседания Совета школы – сентябрь, январь, май; заседание родительского комитета школы – октябрь, декабрь, апрель; заседания родительских комитетов параллелей классов – ноябрь, март; родительские конференции – февраль, апрель; общешкольная отчетно-выборная конференция – сентябрь-октября); информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся (конференция родителей – октябрь-ноябрь, родительские собрания – май, публичный отчет школы – в течение года, выпуск школьной газеты и стендовая презентация – в течение года). Основная работа по проведению и координации деятельности ложится на классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Программа также предполагает примерный перечень тем (тематики) бесед и лекций для родителей.

Программа «Школа ответственных родителей» реализуется в образовательных организациях Оренбургской области и носит локальный характер. Программа разработана Региональным центром развития образования Оренбургской области и включает в себя методические рекомендации для образовательных организаций по реализации проектов работы с родительской общественностью. Разработанная программа используется большинством школ Оренбургской области, а также принята за основу в других регионах: например, в Алтайском крае, Тамбовской области и республике Татарстан.
Образовательным организациям, использующим программу в своей работе, рекомендуется учитывать контекст школьного и родительского сообщества, определив запросы и потребности, а также предшествующий опыт родителей. Для того, чтобы родители стали равными партнёрами (не только заказчиками образовательных услуг) необходимо повышение уровня информированности и компетенций по вопросам образования, воспитания и управления образованием.
Проблемное поле родительского образования представлено следующими блоками: здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности; обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи; психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи. В рамках программы предполагается осуществление исходной диагностики. По итогам диагностических процедур определяется необходимое содержание родительского образования (теоретический модуль), наиболее продуктивные формы его организации, а также осуществляется подбор необходимого инструментария, способствующего раскрытию заявленных родителями тем. Отмечается эффективность привлечения коллегиальных органов управления образовательной организации к подготовке и реализации программы на локальном уровне.
Основными направлениями организации работы образовательной организации с семьей в соответствии с программой являются: паспортизация семей и детей группы «социального риска»; составление характеристик данной категории семей; организация углубленной диагностики (педагогической, социально-педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей; использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории; повышение педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, воспитание ответственного родительства через разработку классными руководителями программ родительского образования для каждого класса, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума; организация совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей; оказание практической поддержки родителям в повышении их педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства; активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско-детских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений.
Для реализации программы предлагаются следующие технологии организации родительского образования: непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка; привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии.

Практика работы Управляющего совета дошкольной образовательной организации Тамбовская области (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» города Мичуринска Тамбовской области) также реализуется на локальном уровне и обобщает опыт коллегиального органа управления образованием на уровне дошкольной образовательной организации. Это обусловлено значением работы с родительской общественностью с начальных этапов образовательного цикла.
В составе Управляющего совета работают четыре комиссии: организационно-правовая комиссия - разрабатывает и утверждает Программу развития ДОО, утверждает образовательную программу, утверждает Публичный доклад, согласовывает локальные акты, рассматривает конфликтные ситуации; учебная комиссия - устанавливает режим работы, утверждает по согласованию с органом местного самоуправления в области образования годовой календарный учебный график, утверждает учебный план, расписание занятий, графики работы сотрудников, участвует в оценке качества образования; финансово-экономическая комиссия - рассматривает и дает согласие на утверждение сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных от уставной приносящей доходы деятельности других внебюджетных источников средств, а также организует привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, дополнительных финансовых и материальных средств; дает согласие на сдачу в аренду закрепленных за ДОО объектов собственности; заслушивает отчет заведующего по итогам финансового года, согласовывает выплаты стимулирующего характера работникам; наконец, комиссия по взаимодействию с местным, школьным сообществом, общественными организациями - содействует соблюдению здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и осуществляет их контроль; участвует в организации досуга детей, ежегодно представляет учредителю, заведующему, участникам образовательного процесса и местному сообществу информацию о состоянии дел в ДОО и своей деятельности.
Результатами деятельности Управляющего совета ДОО являются: развитие ДОО в сфере усовершенствования педагогического самоуправление, развития партнерства с организациями социума и родителями и расширения форм вариативного дошкольного образования; переход на личностно-ориентированную модель; предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом потребностей семей воспитанников; развитие творческих способностей воспитанников; укрепление материально-технической базы; укрепление кадрового потенциала ДОО; внедрение новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста; приобщение к здоровому образу жизни воспитанников и педагогов; формирование и развитие чувства сопричастности родителей к жизни детского сада.
Просмотров: 917 | Добавил: ivashneva | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Открывание истины грозит ей презрением.
/Д. Толанд/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы