Главная » 2018 » Март » 27 » Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки
14:39
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема урока: «Правописание непроизносимых согласных в корне слов» Цель: формировать навыки написания слов с непроизносимыми согласными. Задачи: – образовательная – применение правила написания слов с непроизносимыми согласными; формирование умения проверять написание слов с непроизносимыми согласными; – развивающая – развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление; – воспитательная – воспитывать речевой этикет. Ход урока I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Откройте тетради, запишите число. II. Чистописание. На доске записаны буквосочетания: лдтв дтвл III. Словарная работа. Театр – 1) искусство изображения драматических произведений на сцене; 2) здания, где происходят представления, спектакли. – Запишите слово в тетрадь и поставьте ударение. Пропишите целую строчку. – Давайте придумаем предложения со словом театр. IV. Орфографическая разминка. – Вставьте пропущенные буквы, объясните написание, выделите окончания в именах существительных. В музее, и в т..атре, и в тр..мвае О том, о сем друг другу г..ворим, Но ч..сто одного не замечаем, Что, как в лесу дремучем, мы кр..чим… V. Актуализация знаний. На доске записаны слова: чувство, здравствуй. – На какую орфограмму эти слова? (непроизносимая согласная в корне слова) – Как мы проверяем такие слова? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко). Объявление темы урока: – Над какой темой мы продолжаем работать? ( Непроизносимые согласные в корне) – Мы будем продолжать учиться писать и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне. Упражнение – Подберите однокоренные слова и напишите их вместе с подходящим по смыслу словом.
Счастье – счастливый человек, радость – радостный брат, известие – известный писатель, прелесть – прелестная девочка, грусть – грустный народ.
VI. Новый материал. Упражнение 88, стр. 45 – Прочитайте и запишите слова. Подчеркните в них орфограммы – непроизносимые согласные. Праздник, солнце (солнышко), сердце (сердечко), известный (весть), чувство, счастливый (счастье). – Давайте проверим орфограмму в словах, подберем проверочные слова. – Однокоренные слова могут и не являться проверочными. Значит написание этого слова нужно запомнить. – Какие слова нам следует запомнить? (Праздник, чувство). – Давайте составим со словами чувство, почувствовать предложения. – Ребята, какое слово всегда произносит учитель, приходя на урок? (здравствуйте) – Давайте найдем слова, которые являются его «родственниками». Упражнение 89, стр. 46 – Прочитайте упражнение – Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным и проверочные слова, выпишите их. – Как же возникло слово здравствуй? – Как можно поздороваться с другом? (Привет). С учителем? (Здравствуйте). Как здороваются вечером? (Добрый вечер). Утром? (Доброе утро). – Какие еще слова для приветствия вы знаете? (Добрый день). Упражнение 90, стр.46 – Я прочитаю вам стихотворение, а вы попытаетесь найти слова с непроизносимыми согласными. Встало солнце кислое, смотрит – небо скисло, в кислом небе кислое облако повисло… И спешат несчастные Кислые прохожие И едят ужасное Кислое мороженое. Даже сахар кислый! Скисло все варенье! Потому что кислое было настроение. – Какие слова вы нашли? (Солнце, несчастные, возможно дети назовут слово ужасное). Записываю слова на доске со?нце, несчас?ные. – Давайте подберем проверочные слова. – С каким настроением нужно читать это стихотворение? – Давайте прочитаем и придумаем название. – Найдите в стихотворении слова в переносном значении. В каком значении употреблено слово кислый? (Грустный). – Составьте словосочетания со словом кислый в переносном значении. ( кислый вид, лицо, улыбка). – Найдите и выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, подчеркните орфограммы. (Один ученик у доски). VII. Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём. Ручки вверх, ручки вниз. На носочки подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем поприседаем, Никогда не замерзаем. VIII. Закрепление нового материала. Упражнение 91, стр. 47 – Прочитайте строчки из сказки А. С. Пушкина. Вспомните ее название. – Как называется сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне»). – Что значит слово ненастный? О нем мы говорили на прошлом уроке. (хмурый, мрачный). – В старину ненастьем считалось время дождей, когда трудно было ездить по грязи. Но с наступлением морозов на земле появлялся наст – твердое покрытие, по которому можно было ездить на телегах, а потом по снегу на санях. – Самостоятельно, в тетради, спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Упражнение (под диктовку) Февраль – самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в феврале. Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет. Проверка: один ученик с комментированием. IX. Работа на карточках. – Сегодня у нас праздник День Святого Валентина. В этот день все друг другу дарят валентинки с роздравлениями. Мы на уроке попробуем составить поздравление. – Впишите в слова, подходящие по смыслу. .………..……. , дорогой друг! Поздравляю тебя с Днем Святого Валентина! Пусть………...….светит ярко. ……..…..…бьётся чаще. .................... настроения. Твой друг. Для справок: солнце, радостный, сердце, здравствуй. X. Итог урока. – Над какой темой мы сегодня с вами продолжали работать? – Какие согласные не произносятся, но пишутся? (д, т, в, л). – Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком? (Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.) – Какое новое словарное слово выучили? (Театр). XI. Домашнее задание. Стр. 47, упр. 92. XII. Рефлексия. – Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать.